Филиала РГГУ В г. Кирове
Одной из перечня глобальных проблем является проблема обеспечения коэволюции природы и общества. Источником и средством решения этой проблемы является роль человеческого фактора. Например, возгорания лесных массивов в мае, апреле на территории России на 80 % связаны с поведением человека. Но страдает не только природа, животные, но и сами люди. Одни из них становятся провокаторами тяжелых экономических и социальных проблем, проявляющихся через экологию. В связи с этим актуален аспект поиска новых подходов к обеспечению эффективности экологии человека, экологии общества.
Первый подход можно отнести к традиционному просветительству. Так в Вятском крае проводится природоохранная акция Дни защиты от экологической опасности 2011 года. 15 апреля – день экологических знаний, а 5 июня – день эколога, день охраны окружающей среды. Поэтому с 15 апреля по 5 июня 2011 года в Вятском крае проходят Общероссийские Дни защиты от экологической опасности под девизом «Экология. Безопасность. Жизнь». Главная цель, определенная решением областного оргкомитета (а не только Департамента экологии , но при его существенной роли) Дней защиты - объединение и координация усилий органов власти, государственных природоохранных организаций, производственных структур, общественных объединений и населения с целью сохранения среды обитания и обеспечения экологической безопасности. В период Дней защиты проводятся: областной смотр за наибольший вклад в проведение Дней защиты; областной конкурс «Экологически чистый населенный пункт», областная акция «Чистый водоем», областной конкурс фотографий в электронном виде «Чистая вода». Практика показывает, что значительно повысилась активность населения в пропаганде идей экологии человека и среды, она стала носить активно-деятельностный характер, где дети и молодежь не столько слушают, сколько сами участвуют и сопереживают в процессе осознания экологической ситуации в мире, стране, области. Значительный поворот в этом принадлежит появлению в области ряда молодежных экологических движений, а также развитию новых типов интеллектуальных игр, которые объединяют многие вузы, школы, творческие группы. Так, например 20 мая в интеллектуальной игре «Дебаты» свои позиции отстаивали команды двух вузов города: филиала Московской финансово-юридической академии и всероссийского заочного финансово-юридического института. Умение аргументировать позиции и вскрывать основательные доказательства необходимы были по избранной теме «Экологическая безопасность населения важнее экономического благополучия страны». В составе жюри работали представители (педагоги и студенты) иных вузов города, члены Общественной Палаты, Департамента экологии Кировской области. Существенную и признанную роль играет Центр экологической информации Кировской областной государственной научной библиотеки имени А.И. Герцена (в 2011 отмечает 175 лет) Сайт библиотеки занимает втрое место по количеству посещений в области. Сайт данного Центра является одним из наиболее насыщенных как по тематической наполняемости, так и по оперативному просвещению населения о текущей деятельности всех активных участников экологической деятельности в области. В ходе акции каждое СМИ отражает происходящие события более активно, чем в предыдущие месяцы, но заявленные в ходе акции конкурсы отражают наиболее волнующие проблемы , поднятые в прессе в течение года.
Второй подход связан с правовым обеспечением экологической деятельности. В частности в Кировской области на сайтах правительства и Общественной Палаты представлен проект Закона Кировской области «Об экологической культуре населения» от 3 февраля 2011. (http://opko43.ru/assessment/508/). Закон привлекает внимание логикой и компактной архитектурой текста. В нем провозглашены цели, даны основные понятия, принципы формирования экологической культуры. Не менее важно и то, что указаны органы, регулирующие данную деятельность, причем это координационно-методические объединения, таким образом, это действительно отражение сотрудничества власти и общества, хотя систему органов формирует правительство Кировской области. В проекте закона четко определены функции органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления. Также выделен раздел о принципах экологической политики данных органов. Как всегда особое значение имеет статья под номером 7. И здесь статья 7. Взаимодействие с общественными объединениями в сфере формирования экологической культуры населения направлена на правовое обеспечение этого взаимодействия. Со стороны органов власти предусматривается поддержка (о чем не раз говорил и президент Д.А. Медведев в отношении НКО и общественных организаций страны). В тоже время несмотря на наличие ссылок на федеральные законы, законы субъекта РФ (Кировская область) в ходе обсуждения проекта возник вопрос о правовом основании принятия самого закона. Смысл ситуации заключается в том, что несовершенна сама законодательная база: законодательная база в области экологического образования, воспитания и просвещения основывается на Конституции Российской Федерации, «Экологической доктрине Российской Федерации», федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об образовании», «О средствах массовой информации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», иных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, которые не могут быть основанием для принятия данного закона в виду отсутствия такого на более высоком уровне иерархии нормативных актов. Данный проект хотя и отражает интересы государства, но регулирует отношения в несколько иной сфере – интеграции интересов государства и общества, поэтому вопросы социальной экологии пока не нашли своего отражения в нормотворчестве РФ в целом (несмотря на наличие Доктрины). В этом случае можно пойти по пути законодательной инициативы подобного нормативного акта в РФ, а можно и через инициирования международных актов, инициаторы которых будут не государственные органы, а общественные объединения ряда стран. При наличии международного законодательства встанет вопрос и на российском уровне. В тоже время опыт столицы показывает, что они приняли закон о просветительской деятельности и тогда экологическая культура станет частью просветительства в целом, объектом внимания всех просветительских органов. Ситуация требует своего разрешения, ибо библиотеки, в частности областная научная библиотека им. А.И. Герцена в уставном документе имеет просветительские и образовательные функции, но не имеет лицензии на образовательную деятельность. В то время как проект закона об образовании обходит стороной все упоминания о библиотеках, хотя доя процедуры профессиональной и общественной экспертизы (аттестация, аккредитация) предусмотрены договорные отношения по обеспечению образовательных учреждений книжным фондом. Не стоит забывать и о том, что архив, музей, библиотека, а затем и система образования относятся к традиционным информационным системам (ИС) и задача общества интегрировать возможности новых ИС (Интернет, базы данных) и старых ресурсов просвещения и образования.
Третье направление – международное сотрудничество. Основанием данной деятельности выступает инициатива ЮНЕСКО и принятый с 1992 года вектор развития общества (государства и общественных организаций, НКО) в интересах устойчивого развития человечества в целом. Здесь внимание экологов привлекает возможность соучастия в международных проектах, движениях. Например, международное общественное движение «Эко-школа/Зеленый флаг», которое на грантовой основе поддерживают (через международные образовательные программы) HSBC банк. Не менее интересны предложения и Российско – Шведского центра эколого – экономического и инновационного развития «Логистический кластер», внимание которого направлено в частности на эко-поселки. А в целом - на создание платформы для эффективного обмена исследовательской деятельностью, экономикой, информацией, правом между странами. Развитие идей по гармонизации европейских и российских технологий в области защиты окружающей среды и предпринимательского права, реализация совместных проектов, концепций, для повышения эффективности обмена и использование ресурсами российский и европейских производителей – стратегическая цель Центра. Экологический фонд «Искусственные рифы» обратил внимание на глобальную проблему будущего – экологию космоса, привлекая внимание жителей планеты на особого рода рекламу – подводную рекламу, которую можно увидеть из космоса посредством геоинформационных систем, но и качество рекламы зависит от чистоты водоема на Земле. Молодежь страны привлекается к данной деятельности через исследовательские и проектные работы, конкурсы идей, которые могут быть реализованы только в космосе. Для нашей страны не столько новы по идее, сколько по механизму реализации образовательные программы ряда стран: Норвегия (Зеленый город для детей), Дания (сотрудничество с муниципалитетами по исследованию климата), Исландия (школа на природе, учебные занятия в центрах на теплотрассе), Венгрия (конкурсы ландшафного искусства и изделий из природных материалов (мутации дерева)). Однако и российский опыт образовательных программ, связанных с экологией самого человека – ноосферное образование (парадигма, технологии, биоадекватные учебники..Руководитель академик, руководитель секции школьного образования РАЕН, профессор МГУ – Маслова Н.В.) одобрены научными сообществами стран для массового внедрения в школах УКРАИНЫ (апрель 2011), Великобритании (2010)
Четвертое направление – интеграция экологии и экономики. За последние годы прозвучали идеи экологии в области автомотостроения: поиск нового вида двигателя в условиях истощения не возобновляемых ресурсов, борьба с выхлопными газами и т.д. Если ранее наблюдалась тенденция на формирование экологического сознания, то с недавнего времени покупатели предъявляют экологические критерии при покупке авто, а это уже экономические интересы кампаний, что вызвало потребность производства «экологичных» автомобилей. Авторынок затрагивает экономику всего мира, поэтому техническая реконструкция в интересах экологии и экономики приобрела глобальный характер. Студенты вузов города и области проводят исследования теоретического освещения проблемы, готовят презентации истории поиска моделей экологичности автомобилей, изучают экологические блогеры по данной теме. Сеть Интернет позволила выявить и эколого-технические интересы производителей и службы сервиса. Так открытое акционерное общество «Институт МосводоканалНИИпроект» (ОАО «МосводоканалНИИпроект») в целях содействия профессиональному росту молодежи и поддержки талантливых молодых исследователей и инженеров, поощрения творческой активности молодых специалистов в проведении научных исследований и разработке инженерных решений по приоритетным направлениям развития науки и техники в области городского хозяйства проводит в 2011 году открытый конкурс на соискание премии института молодым ученым и инженерам в области водоснабжения и водоотведения. В Москве к категории молодых ученых относят не только аспирантов, но и компетентных студентов, начиная с третьего курса, которые разрабатывают новые подходы и решения в рамках курсовых и дипломных проектов.
Пятое направление – новые научные подотрасли в области экологии среды, общества, человека. К числу таких можно отнести ВИДЕОЭКОЛОГИЮ. Актуальность проблемы возникла за последние 50 лет в связи со всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. В значительной мере этому способствовало применение новых материалов в градостроительной практике: изменена визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямые линии и углы, городские строения в основном статичны и имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприязнь доставляют человеку гомогенные (голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие) и «агрессивные» поля (преобладание одинаковых элементов, к примеру, ряды окон на плоских стенах высоких домов). Наука до сих пор не разработала нормативные документы по форматированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивный полей в архитектуре города. В тоже время по данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Проблемой видеоэкологии занимаются пока еще единицы. И поэтому о ней не знают не только горожане, но и специалисты-архитекторы, дизайнеры, художники, модельеры, врачи.
Шестое направление – известно давно, но в последние годы возникла необходимость интеграции усилий специалистов и граждан, особенно молодежи в формировании модели здорового образа жизни как проявления экологии человека и общества. Зарубежные специалисты, ученые, общественные деятели в области образования, медицины и экологии нашли точки соучастия в разрешении проблем коэволюции здорового общества, человека и окружающей среды. Главное – формирование чувства ответственности. Сначала речь вели о гражданской ответственности, но увеличение катастрофических тенденций в области демографии заставляет искать иной ракурс причин, проявлений и решений. Тема «ЗОЖ» относится к числу постоянных компонентов международных экологических программ, а с 2008 года и программ России. В 2011 году в городе Кирове начала свою деятельность межрегиональная организация «За сбережение населения». Возглавил ее специалист Департамента здравоохранения к.ф.н, И.О. Рясик.
|