|
Красноярская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (6 мб)
в использовании уже накопленных знаний и приобретении новых сведений. Одной из форм такого подхода к обучению является учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). УИРС–это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов. Формы УИРС различны, мы бы хотели остановиться на характеристике сравнительно новых форм, которые используются на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии КрасГМА.
Прежде всего - это организация и проведение конкурса гистологических препаратов, которыми предполагается оснастить создаваемый музей. Планируется изготовление макро- и микроскопических препаратов различных систем органов, органов и структур органов, которые создаются студентами, обучающимися на кафедре под руководством преподавателей. Данная форма УИРС способствует оснащению музея кафедры и учебных комнат. Эти препараты будут использоваться как дополнительный иллюстративный материал при аудиторной и внеаудиторной работе студентов. Совместную деятельность преподавателя и студента во внеаудиторное время можно расценивать как одну из форм курации студентов, основанную на общих интересах.
Другой формой УИРС являются конференции, посвященные жизни и деятельности видных морфологов прошлого. С этой целью была проведена научная конференция, посвящённая основоположникам морфологии и, в частности, учёным, стоявшим у истоков развития цитологии, гистологии и эмбриологии. Для этого студентами II курса медицинской академии были приготовлены доклады, красочные мультимедийные презентации, сопровождающие выступления о жизненном пути и научной деятельности таких исследователей – морфологов, как У. Гарвея, К. Гольджи, Р. Гука, А. Левенгука, М. Мальпиги, Я. Пуркинье. Сведения о проведенных конференциях публикуются в различных изданиях ВУЗа. Перечисленные формы УИРС расширяют кругозор студентов, приобщают их к творческой деятельности, а так же формируют человеческое отношение к памяти ушедших, но оставивших заметный след в деятельности кафедры.
Наиболее традиционной формой УИРС на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии является написание рефератов. Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой и повышает качество знаний. Тему реферата студенты выбирают из предлагаемого списка по своим интересам, работают в библиотеке, Интернете. С подготовленными реферативными сообщениями студенты выступают в своих группах, отвечают на вопросы одногрупников. Лучшие реферативные сообщения отбираются, и проводится конференция УИРС, на которой студенты представляют свои сообщения для всех желающих глубже познакомиться с определенными темами.
В плане УИРС студенты также привлекаются к изготовлению таблиц и стендов. Студенты стоматологического факультета самостоятельно изготавливают для учебного процесса шлифы зубов. Работа студентов ведется под контролем преподавателей, которые выступают в роли консультантов и контролеров. Каждая выполненная форма УИРС добавляет к рейтингу студента определенное количество баллов, что сказывается на итоговой оценке по дисциплине.
Считаем, что любая форма УИРС повышает у студентов интерес к учебе, приобщает их к самостоятельной творческой деятельности и для многих является своеобразной ступенькой на пути к будущей научно–исследовательской деятельности.
|