Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
Актуальность: В настоящее время так много говорят о падении нравственности, духовности и милосердия. Особенно тяжёлым этот факт представляется среди медицинских работников, так как нужно помнить, что больной человек – это личность, находящаяся в особом состоянии. К нему нужен особый подход, включающий повышенное внимание, сочувствие и сострадание. А так как бывают разные ситуации: нужно быть уравновешенным, терпеливым, не смотря ни на что, относиться к пациенту с состраданием, сочувствием [1].
Цель: Исследование мнения современных медицинских сестёр о вопросах морали, нравственности, духовности и милосердия .
Материал и методы: В исследовании были использованы литературные источники, архивные данные, специально разработанные анкеты для проведения социологического опроса. Использовался исторический и статистический методы.
Результаты: В ходе исследования был проведён опрос среди студентов ФВМСО. Данная группа привлекла наше внимание, так как студенты имеют значительный опыт в практическом здравоохранении и получают высшее медсестринское образование, по окончании которого они должны обладать не только профессиональными навыками, но и быть хорошими психологами и педагогами, практическими наставниками, в том числе и в морально-нравственном и духовном воспитании молодых специалистов.
Большинство респондентов считает, что медицинская сестра должна, прежде всего, обладать такими качествами как духовность (21,7%), любовь к делу (20,6%), сочувствие (14,1%), милосердие (12,1%), сострадание (11,9%); забота, внимание (8,7%), скромность (8,7%), терпение (2,2%).
Основное число респондентов (82,6%) отмечают снижение морально-нравственных устоев среди медицинского персонала в современном здравоохранении. Наряду с этим, респонденты отмечают нехватку таких качеств, как: сострадание (15,1%), милосердие (14,6%), порядочность (11,6%), честность (11,6%), низкий уровень профессиональной подготовки (10,5%); внимание, забота (10,5%), уравновешенность (8,8%), справедливость (8,1%), благородство (6,9%), скромность (6,9%), благоразумие (5,9%). Снижение сочувствия, сострадания, порядочности в отношении своей профессиональной деятельности, низкий уровень профессиональной подготовки ведет к снижению внимания и безразличию медицинского персонала к пациенту и лицам, окружающим его.
Основная группа респондентов (47,2%) считают, что снижение нравственности, духовности и милосердия связано с личными качествами каждого человека, формирующимися на протяжении жизни. Одна треть респондентов (33,3%) связывают это с недостаточным воспитанием, идущим из детства, из семьи; 13,9% – недостаточным количеством часов, посвященных морально-нравственному и патриотическому воспитанию, в том числе и в профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.
По мнению респондентов, воспитать эти качества можно самообразованием и самосовершенствованием – 33,3%; введением в учебный процесс предметов по воспитанию духовности, нравственности и милосердия – 30%; 23,3% считают, что те качества, которые закладываются с рождения, нельзя изменить на протяжении жизни; 13,3% выступают с инициативой введения дополнительных предметов и изучение правил и опыта предыдущего поколения, как отечественного, так и зарубежного.
Выводы: Таким образом, можно отметить следующее:
1. Основное большинство респондентов отмечают, что в настоящее время идёт снижение духовности, нравственности и милосердия среди медицинских сестёр. Большая масса специалистов в здравоохранении технически выполняют манипуляции, но совершенно безразличны к пациенту. Поэтому, несмотря на все социально-экономические тяготы, нужно проводить психологическое тестирование и собеседование, чтобы исключить случайных и безразличных людей в профессии.
2. Респонденты отмечают необходимость расширения в образовательных программах вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания, в том числе профессионально-патриотического воспитания и духовно-нравственного наследия специальности. Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений, использования всего положительного, что накоплено нашими предшественниками по данному вопросу. Хорошо знать прошлое необходимо для понимания задач настоящего, для того, чтобы увереннее и быстрее двигаться вперёд и исключить повторения ошибок. Поэтому следует остановиться, оглянуться назад, подумать и ответить на вопрос: «То ли мы делаем?» и «К чему мы идём?».
Список литературы:
1. Ямковая, Е. В. Роль духовности, нравственности и милосердия в работе специалистов сестринского дела / Е. В. Ямковая // Материалы духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия / Томская епархия Русской Православной Церкви. – Томск, 2008. – С.166-173.