Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра клинической практики сестринского дела
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: в России всегда уделялось большое внимание этическим и деонтологическим вопросам. Все лучшие представители отечественной медицины, передовая опыт своим последователям, учили понимать этику и деонтологию в медицине не только как правила профессионального поведения, но и как понятие о долге человека, избравшего медицину своей профессией, перед больным и обществом в целом.
Чувство любви к ближнему, сострадание, милосердие во все времена были необходимы людям. Человеческая душа должна уметь сострадать, воспринимать одинаково остро и свою, и чужую боль. Особенно это необходимо для медицинских сестёр, т.к. медицинская сестра большую часть времени проводит у постели пациента, следит за его состоянием, проводит различные манипуляции. Все это требует высокого профессионализма, хороших знаний и особого подхода. Особенность современной интеллектуальной жизни России является сосуществование различных, порой противоположных морально-мировоззренческих ориентаций. В этих условиях вопрос о морально-этическом самосознании медицинских работников приобретает особую остроту.
Цель: исследовать морально-нравственные и духовные аспекты профессиональной этики медицинских сестер.
Материал и методы исследования: в исследовании использовались специально разработанные анкеты по данной тематике для проведения социологического опроса. В ходе исследования было проведено анкетирование. Группу респондентов составили: студенты СибГМУ (1 группа) и медицинский персонал НИИ Кардиологии (2 группа). Использовался статистический метод исследования для анализа полученных результатов.
Результаты: около 80% респондентов отметили, что работа медперсонала – это тяжелая работа, требующая физической выносливости, человеколюбия и выполнения большого объема работы вплоть до самопожертвования.
При определении этики употребляются слова нравственность и мораль, которые довольно часто используются как синонимы. Исходя из полученных данных около 34,5% респондентов (студенты СибГМУ) считают, что понятие “мораль” и “нравственность” являются синонимами и еще 31% респондентов затрудняются ответить на данный вопрос. Среди работающего медперсонала – 62,5% считают, что данные понятия являются синонимами, 12,5% затрудняются ответить. Здесь хотелось бы уточнить, что между этими понятиями существует различие. Нравственность фиксирует эмоционально-психическое состояние человека, его характер. За понятием “мораль” закрепилось значение “отклассифицированных” нравов, приемлемых или не приемлемых в обществе, или значение совокупности принципов и норм поведения людей в обществе.
Нравственная культура медицинского работника является принципиальной составляющей его профессионализма. На 1 место среди самых важных качеств медперсонала респонденты поставили этику, на 2-ое – профессионализм и на 3-е – терпимость. Но качеств, которых не хватает современному медицинскому персоналу, респонденты обоих групп на 1 место ставят профессионализм, на 2-ое – терпимость и на 3-е место справедливость.
В связи с особенностями русской истории ХХ в. нравственные преобразования связываются сегодня не столько с очередным нравственным “обновлением”, сколько с обращением к забытым ценностям и традициям.
“Беспамятство – разрушительно, память – созидательна”, – напоминает Д. С. Лихачев. Естественно поэтому крайне важна ориентация нравственных преобразований в современной России на духовно-культурное наследие – на великие культурные традиции. 1/3 (38%) респондентов 1 группы положительно относятся к возрождению морально-нравственных традиций в России, еще 1/3 часть (31%) – считают это невозможным. Среди медицинского персонала основная масса (68,5%) считают это возможным.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно отметить, что в настоящее время идет падение морально-нравственных и духовных ценностей среди медицинского персонала. Происходящие негативные изменения в экономической и политической жизни страны привели к появлению острых социальных проблем в обществе, решение которых требует новых подходов в воспитании, духовном и морально-нравственном развитии молодёжи. Практическое отношение медицинского работника к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессиональной медицинской этики. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех медицинской деятельности. «Где любовь к людям, — писал Гиппократ, — там и любовь к своему искусству». Умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность — это не только и не просто заслуживающие уважения свойства личности медицинского работника, а свидетельство его профессионализма.
|