Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Создание единого подхода к обучению студентов с целью формирования клинического мышления будущего врача и понимания им процессов, происходящих в организме больного при применении тех или иных материалов, лекарственных средств, является одной из основных задач преподавателя высшей медицинской школы. В числе многих условий, одним из основных, считается необходимость единого методического подхода, комплексирования преподавания на кафедрах младших и старших курсов.
Примером такого комплексирования можно считать изучение явлений гальванизма на кафедрах бионеорганической и биоорганической химии и ортопедической стоматологии.
Металлические зубные изделия находятся в полости рта в благоприятных для коррозии условиях. Из многочисленных сплавов для изготовления стоматологических протезов пригодными оказались лишь немногие. Будущему стоматологу-ортопеду предстоит сделать правильный выбор металлов, вспомогательных материалов(припоев, флюсов, сшивагентов и т.д.) для изготовления коронок, протезов, слепков.
На практическом занятии по теме: «Электродвижущие силы» на кафедре бионеорганической и биоорганической химии, студенты 1 курса стоматологического факультета приобретают теоретические знания механизма возникновения электродного потенциала, принципа работы гальванического элемента; приобретают навыки по составлению гальванических элементов, учатся рассчитывать величину электродвижущей силы, что позволяет им в дальнейшем делать практический вывод о нецелесообразности применения разнородных металлов для изготовления протезов и пломб, так как это приводит к образованию в полости рта постоянно действующего гальванического элемента. Эти знания закрепляются на занятиях по ортопедической стоматологии на 3-4-5 курсах, где студенты изучают клинический и фантомный материал,
более углубленно исследуя явления гальванизма на заседаниях студенческого научного общества. Студенты учатся определять микротоки в полости рта, выявлять причины их возникновения. Выявлять клинические проявления взаимодействия организма больного и материалов, применяемых при протезировании полости рта, учитывать, что протезы в своих клинических проявлениях взаимодействия с организмом дают, как правило, «суммарный» эффект.
Лабораторные занятия – одна из форм учебной работы, направленная на освоение студентами отдельных видов, способов и методов проведения эксперимента.
При проведении лабораторной работы студентам стоматологического факультета, по данной теме предлагается выбрать из предложенных сложных электродов необходимые для работы гальванического элемента, используемого в потенциометрии для определения рН любой среды; потенциометрического титрирования.
Семинар – это особая форма учебных занятий, которая служит дополнением к лекционному курсу. Практикуется проведение семинаров не только в традиционной форме вопросов и ответов, но и прослушивание и обсуждение рефератов, подготовленных студентами. Так, например, при проведении семинарского занятия по теме:» Химия биогенных элементов» студентам 1 курса стоматологического факультета предлагаются рефераты о биологической роли элементов с акцентом на использование их в ортопедической стоматологии. А при подготовке к семинарским занятиям на 4-5 курсах предлагаются рефераты по биохимическому взаимодействию основных и вспомогательных материалов и органов полости рта.
Активизация учебно-познавательной деятельности будущих специалистов заключается в попытке наметить пути подхода к такому применению полученных базовых знаний, которое обеспечило бы развитие умственной деятельности студентов на последовательно усложняющихся уровнях умственной активности. Комплексирование преподавания общетеоретических и медицинских дисциплин способствует повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.
Похожие статьи:
|