Ивановская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В 2004 году в Ивановской государственной медицинской академии были введены занятия по выбору для студентов первого курса, которые проводятся на последней неделе весеннего семестра. За прошедшие три года в целом была отработана методика проведения элективных циклов. Тематику занятий определяют кафедры, придерживаясь при этом единой цели: расширить, углубить или закрепить знания и умения студентов по изучаемой науке. Исходя из пожеланий первокурсников, деканаты формируют группы для занятий на каждой кафедре. Стремление студентов принять участие в элективном курсе кафедры является стимулом к работе преподавательского коллектива над содержанием и формами его проведения. Кафедра биологии с экологией ежегодно принимает на цикл по выбору максимально возможное количество студентов – более 80 человек.
Элективный курс, разработанный сотрудниками кафедры, посвящен изучению антропогенных изменений природной среды и их влияния на биоразнообразие двукрылых насекомых. Целью курса является закрепление и углубление в реальных природных условиях материала, изученного на лекциях и практических занятиях по разделам «Экология человека» и «Медицинская энтомология». Для достижения этой цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Определение степени антропогенного воздействия на конкретный биогеоценоз.
2. Освоение методики сбора и обработки коллекционного материала по двукрылым насекомым.
3. Ознакомление с представителями основных семейств двукрылых и их образом жизни в естественной природной обстановке.
4. Освоение методики определения семейств двукрылых насекомых.
Цикл рассчитан на пять шестичасовых занятий, из которых три являются аудиторными, а два проходят в полевых условиях. На первом занятии проводится общая для всех групп монотематическая конференция. Для участия в ней желающие заняться реферативной работой студенты в течение учебного года изучают соответствующую литературу и обобщают материал в письменной форме. Преподаватели анализируют и оценивают представленные работы. На основе собственных рефератов студенты готовят устные доклады, которые заслушиваются и обсуждаются в ходе заседания. Наибольший интерес вызывают сообщения и презентации с привлечением регионального и местного фактического материала, например, узнаваемых загрязненных участков города и мест отдыха людей. По окончании конференции проводится инструктаж студентов по работе в полевых условиях и выдается необходимое оборудование для сбора насекомых, а также распределяются темы для подготовки сообщений к последнему занятию.
Для проведения второго и третьего занятий преподаватели кафедры предварительно выбирают два места с разной степенью загрязнения: одно – в черте города, другое – за его пределами (лесная зона). Студенты под руководством преподавателя составляют описания исследуемого биотопа, определяют степень и характер антропогенного воздействия на него, а затем приступают к сбору преимагинальных стадий развития и отлову имаго двукрылых насекомых, имеющих медицинское значение. Собранный материал фиксируют, распределяют по пробиркам и этикетируют.
На четвертом занятии студенты определяют семейства собранных ими личинок и имаго двукрылых насекомых. Отдельных представителей, имеющих медицинское значение, зарисовывают в альбом. В конце занятия проводят оценку биоразнообразия двукрылых насекомых в различных типах экосистем и обсуждают полученные результаты обследования водоёмов и прилежащих к ним территорий.
На последнем занятии, посвященном формам воздействия человека на биосферу, заслушиваются реферативные работы студентов и решаются ситуационные задачи по экологии.
Полученные в ходе занятий знания расширяют кругозор, формируют и развивают экологическое мышление участников. Цикл вызывает большой интерес и неизменно пользуется успехом у студентов.