Новосибирский государственный аграрный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Дословный перевод с английского – interactive - означает «взаимодействие», и чаще всего этот термин употребляется в контексте взаимодействия студента и компьютера. Вместе с тем, процесс самостоятельной работы, о котором идет речь, значительно расширяет взаимодействие студента и преподавателя, то есть интерактивное обучение мы рассматриваем как более широкий термин.
Процесс обучения в целом, независимо от того, где он осуществляется (в средней или в высшей школе), является, по своей сути, самостоятельной работой молодого человека над усвояемым материалом, поэтому введение в Вузах раздела «самостоятельная работа» на первый взгляд не представляется чем-то новым для обучающегося. Вместе с тем самостоятельная работа студентов будет успешной при решении целого ряда проблем. Прежде всего, эта работа должна быть естественным продолжением такой же работы в общеобразовательной школе, где школьнику уже должно стать понятным, что он учится для себя. Это требует в свою очередь учета индивидуальных особенностей, психологии и интеллекта конкретного обучаемого, т.е. речь должна идти сначала о грамотном, профессиональном тестировании личности и об индивидуализации образования, а затем о самостоятельной работе с конкретным индивидом. В этом направлении видно движение в виде создания специализированных средних школ, биологических, математических и др. классов, но общеобразовательная программа остается достаточно большой, и в ней просто «тонут» выбранные школьником направления, т.к. последние являются в данных случаях второстепенными.
Далее, самостоятельная работа предполагает высокую самоорганизацию личности; то есть ее зрелость, чего трудно требовать от 17-18 летних, выросших в «райских кущах» современных молодых людей. Доступные всем средства массовой информации, оказывающие значительное влияние на молодежь, на все лады пропагандируют развлечения и отдых, как самоцель жизни. Противопоставлять им постоянную, упорную самостоятельную работу сложно, но сделать это необходимо.
Самостоятельная работа подразумевает значительную мотивацию обучения, понимание его как «учение для себя», что и является по-сути, стержнем всего процесса обучения. В настоящее время такая мотивация у многих студентов либо отсутствует, либо выражена очень слабо. Анкетирование студентов, проводимое ежегодно в течение многих лет, показывает, что студент конкретного вуза (в нашем случае Аграрного Университета) в последнее время не связывает свое обучение с работой по специальности. Мотивом к получению образования является желание остаться в городе, а не вернуться в свое хозяйство, иметь диплом «на всякий случай», и т.д. Проведение самостоятельной работы у таких студентов затруднительно, т.к. она воспринимается как большая ненужная им нагрузка. В таких случаях самостоятельная работа может быть выполнена формально, без пользы для студента. Как говорит народная мудрость - «Принудить к послушанию – можно, принудить к знанию – нельзя», т.е. выполнение самостоятельной работы у таких студентов является послушанием, а не получением знаний, и в конечном итоге не достигает цели.
Вместе с тем, для преподавателя самостоятельная работа студентов - это действительно новый раздел работы, требующий дополнительного времени на составление плана самостоятельной работы, проверку его выполнения в виде тестирования или собеседования. . Все это плохо укладывается в рамки рабочего времени преподавателя, и нагрузка в виде «студенто-час» на преподавателя значительно возрастает.
.При самостоятельной работе необходимо отличать собственно самостоятельную работу от самостоятельной деятельности. Наиболее существенное отличие между этими категориями – отличие в субъекте управления. В самостоятельной работе субъектом управления является преподаватель, который опосредованно должен руководить познавательной деятельностью студента, используя для этого специально подготовленные дидактические материалы. В самостоятельной деятельности субъектом управления является сам студент. По классификации В.П.Беспалько, самостоятельная деятельность возможна лишь тогда, когда уровень усвоения материала достиг ? 0,7. В таком случае, знаний достаточно для правильной самооценки и имеется возможность самостоятельно изучить оставшуюся программу. При меньшем уровне усвоения, предоставленный сам себе студент принимает ощущение узнавания материала за знание, и прекращает заниматься.
Организация самостоятельной работы студентов в Вузе началась более десяти лет назад и была воспринята как обыкновенное сокращение аудиторных часов для преподавателя и увеличение нагрузки на студента. На деле это оказалось не совсем так, потому что для настоящей самостоятельной работы необходимы не только зрелость студента и мотивация их к образованию, но также и обеспеченность научной литературой. Первое время после введения новшества самостоятельную работу организовывали в аудиториях, под руководством преподавателя. Вывешивался график самостоятельной работы, и студенты приходили согласно графика на занятия, называвшиеся «самостоятельными». В задачу преподавателя входило обеспечение студентов необходимой литературой, наблюдение за выполнением заданий, а в конце - проверка выполненной работы. При этом проведенные часы в нагрузку преподавателю не ставились.
За прошедшие годы ситуация в корне изменилась. Создание компьютерных классов, наличие компьютеров дома значительно упростило самостоятельную работу. Поиск информации стал интересным, развивающим навыки работы не только по конкретному заданию, но и с Интернетом. Самостоятельная работа превратилась в работу с электронными образовательными ресурсами в широком смысле этого слова. Можно сказать, что компьютер в определенной степени обеспечил личностно-ориентированное обучение (в педагогической практике используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся) (Сороковых Г.В, 2004).. Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных студентов или учеников очевидна, но при обычной аудиторной практике ведения предметов это практически невозможно (Кашкорова Г.П., Мандрикова Г.М., 2001). Кроме того, каждый учитель учит по-разному, и, давая определенное самостоятельное задание, преподаватель может реализовать конкретные задачи по отношению к конкретному ученику. В традиционных условиях преподаватель недостаточно свободен в применении разнообразных информационных источников (учебников, методических материалов, научных публикаций), а при распределении самостоятельной работы возможность такая значительно возрастает. Студенту значительно интереснее и комфортнее работать не с линейной навигацией, как это происходит при перелистывании страниц книги, а использовать активно-деятельную форму, к тому же с максимальной экономией времени.
Результат самостоятельной работы должен быть непременно оценен преподавателем. Это можно сделать с помощью тестирования. По определению
педагогический тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая в соответствии с эталоном выполнения заданий, качественно и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков обучающихся по конкретной теме, разделу темы, и дисциплине или комплексу дисциплин (Афонина Г.М., 2002). Но такая проверка превращается в формальность, изолируя студента от преподавателя. Наилучшей формой контроля, по нашему опыту, является собеседование, в процессе которого у студента происходит понимание материала и наилучшее его усвоение. При этом наблюдается двойная польза интерактивного обучения как взаимодействия студента не только «с машиной», но и с преподавателем, но на более высоком уровне знаний.
Самостоятельная работа несомненно способствует активизации творческого потенциала студентов, особенно, если студент чувствует, что эта работа ему необходима. Вместе с тем, большое количество времени при самостоятельной работе студент проводит вне ВУЗа, без студенческого коллектива, без общения с преподавателями. В понятие образование входит и непременный момент воспитания, который в данном случае значительно уменьшен.
Таким образом, для обоснования доктрины самостоятельной работы как основной формы работы студентов, требуются дополнительные исследования и методические разработки как со стороны педагогов, так и психологов. Прогностичность - это ориентированность системы на перспективные потребности и запросы как в материальной, так и в духовной сферах общественного развития. Данное интегральное свойство является выражением принципа «опережающего развития» образования, что, несомненно, должно иметь место, но не в ущерб самому образованию и неотрывно связанному с ним воспитанию. Необходимо рассматривать самостоятельную работу как часть активно-познавательной деятельности студента, не исключающую, а увеличивающую его взаимодействие с преподавателем в одном и том же направлении – продвижении к знанию.
|