Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2010 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
Актуальность: Кардинальные изменения в экономике России, ее рыночный характер повлекли за собой неуклонное снижение уровня здоровья жителей РФ, серьезное ухудшение демографической ситуации, широкое рас¬пространение вредных привычек среди населения, особенно молодежи. Отмечается постоянное увеличе¬ние социальных и экономических потерь, что приво¬дит к удару по главной государственной ценности — продолжительности жизни россиян. Все это объективно потребовало от органов федеральной власти поиска новых подхо¬дов и решений в проведении социальной политики.
Цель: организация, проведение и анализ социологического исследования (анкетного опроса) населения Томской области для определения уровня информированности о здоровом образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической помощью, а также разработка практических рекомендаций по оптимизации деятельности медицинской профилактики.
Задачи: Исследовать вопросы мотивации жителей Томской области; определить оптимальный набор средств маркетинговых коммуникаций для привлечения населения Томской области; изучить взаимосвязь социально-демографических характеристик жителей Томской области, состояния здоровья, образа жизни, мотивации и источников информации.
Здоровье, согласно Уставу ВОЗ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. Профилактика заболеваний (в основном первичная) – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов. Для эффективной профилактики заболеваний в настоящее время используются приемы социального маркетинга.
Социальный маркетинг — это концепция заимствования инструментов классического маркетинга, традиционно используемых для продажи различных потребительских товаров, для попыток изменить в нужном направлении поведение целевой аудитории. Использование маркетинга актуально для государственных органов управления здравоохранением, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Целью здесь является пропагандистская, просветительская работа с населением, поскольку необходимо не только привлечь его внимание к собственному здоровью, но и самим поддерживать здоровье. Социальный маркетинг в области про филактики ставит своей целью изучить поведение людей с тем, чтобы более эффективно проводить профилактическое вмешательство, и включает в себя следующие элементы: изучение и анализ потребностей объекта, на который направлено воздействие; определение путей внедрения; выявление наиболее эффективных методов работы; установление служб, через которые будут осуществляться профилактические мероприятия.
Средства массовой информации являются основным партнером в за ¬даче коммуникации и распространения позитивных сообщений о здоровом образе жизни и положительных мероприятиях по укрепле ¬нию здоровья и профилактике заболеваний среди населения. Основные инструменты системы маркетинговых коммуникаций (реклама, паблик рилейшнз). Цель социальной рек ¬ламы - внедрение в общественное сознание позитивных ценнос ¬тей и идей, таких, в частности, как здоровый образ жизни. Социальная реклама «продает» не конк ¬ретный, вещественный товар, а идею. Напри ¬мер, идею здорового образа жизни. Паблик рилейшнз - это планируемые продолжительные усилия , направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью.
Результаты: опрос 232 жителей Томска, Северска и Томской области. Инструмент отбора – анонимная анкета из 40 вопросов. Уровень собственного здоровья как «хорошее» и «очень хорошее» оценивают 27,6% респондентов, почти половина считают его «средним». Свой образ жизни оценили как здоровый 51,7%, как нездоровый – 29,3%. Среди многих негативных факторов ухудшения здоровья населения важнейший – отсутствие сильной мотивации. 84% опрошенных готовы к профилактическим мероприятиям, 16% не желает прилагать усилия по изменению образа жизни. Отрицают необходимость здорового образа жизни респонденты в возрасте от 15 до 19 лет и от 60 до 89 лет. Для абсолютного большинства опрошенных главными источниками информации являются специалисты с медицинским образованием, телевидение, газеты и журналы. Газеты и журналы чаще всего предпочитают лица в возрасте от 40 до 89 лет (работники бюджетной сферы, производственных предприятий и сельского хозяйства, неработающие пенсионеры), Интернет – лица в возрасте от 15 до 39 лет. Хотели бы посещать лекции в большей степени лица в возрасте от 40 до 89 лет.
Список литературы:
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: Учебное пособие / И. Л. Акулич. — Мн.: Интерпрессервис; Ми-санта, 2003. – 397 с.
2. Боханов, С. Ю. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении / С.Ю. Боханов, О. И. Вапнярская // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – №2.
3. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование / А. В. Решетников. - М.: Финансы и статистика, 1998. – 336 с.