Сибирский
государственный медицинский университет, г. Томск
Отдел стратегического
планирования и экспертно-аналитического обеспечения СибГМУ
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность.Заработная плата является
самым действенным и единственным в своем роде механизмом, способствующим
стимулированию эффективности труда, а, следовательно, и повышения качества
оказываемой услуги. Старая система оплаты труда, основанная на применении
тарифной сетки и введенная в 1992 году, как инструмент, побуждающий к повышению
качества и эффективности работников бюджетных учреждений, исчерпала себя.
Предусмотренных в ней стимулирующих моментов оказалось недостаточно для решения
новых задач, поставленных административной реформой.
Идея
реформирования системы оплаты труда возникла неслучайно, она была сопряжена с
группой проблем: уравнивание оклада; невыполнение стимулирующей функции;
устаревшая методология исчисления. Кроме того, одна из проблем, с которой
столкнулись руководители бюджетных учреждений, — низкая конкурентоспособность
заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников
в коммерческие структуры. Единая тарифная сетка также не учитывала всех
особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то
есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие
разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату. Старая
система оплаты труда не давала возможности повышать размер заработной платы,
так как она жестко регулировалась на федеральном уровне и строго
регламентировалась законодательными актами. Всем гарантировались стабильные
оклады, но при этом огромным недостатком являлось то, что они не стимулировали
людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов
своей работы.
Все
перечисленные проблемы «призвана» решить новая система оплаты труда. С 1 декабря
2008 года федеральные бюджетные учреждения перешли на новую систему оплаты
труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую
тарифную сетку, и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:
§ объема
выполняемой работы;
§ уровня
образования, квалификации;
§ профессиональных
обязанностей работника;
§ должностных
требований и др.
Фонд оплаты
труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема
лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных
внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности,
где на стимулирующие выплаты работникам предусматривается 30 % фонда оплаты
труда.
В СибГМУ разработана система оценки деятельности
профессорско-преподавательского состава для установления выплат стимулирующего
характера на основе индикаторов. Разработанная шкала основных показателей
деятельности позволяет объективно оценить вклад каждого сотрудника и
стимулировать достижение приоритетных и стратегически важных для вуза
показателей деятельности в образовательной, научно-исследовательской и медицинской
деятельности (защита докторских и кандидатских диссертаций, написание статей,
издание учебников, регистрация медицинских технологий, оказание
высокотехнологичной медицинской помощи и др.).
Для оценки эффективности и для выявления недостатков
новой системы оплаты труда проводятся мониторинги, анкетирование работников,
вносятся изменения с учетом мнения профессионального сообщества. В нашем вузе
ведется активная работа по оптимизации
процесса оценки деятельности профессорско-преподавательского состава:
актуализация критериев для стимулирующих выплат, внедрение информационных
систем для мониторинга деятельности профессорско-преподавательского состава на
основе стимулирующих выплат.
Вывод. За время внедрения новой системы
была выполнена большая работа по внедрению этой системы: разработка
нормативно-правовая основа новой системы оплаты труда, выделение критериев
оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, индикаторов
стимулирующих выплат, а так же постоянное усовершенствование их.
Стимулирующие
выплаты новой системы стали мотивационным фактором, позволяющим сотруднику повысить профессиональные качества. В
повышении качества выполняемой работы заинтересованы, прежде всего, сами
преподаватели, что в свою очередь благоприятно влияет на стратегическое
развитие университета, достижение основных показателей для вуза.
|