Кемеровский государственный университет (г. Кемерово)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2008. – 135 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
Биологический возраст является сложным понятием, характеризующим соотношение реального физического состояния организма и некоторого «эталонного» состояния, свойственного организму, имеющему определенный хронологический возраст в условиях существования данной популяции. При этом предполагается, что старение является естественным процессом, на который окружающая среда оказывает модифицирующее воздействие.
На биологический возраст человека влияет множество факторов: климатические, демографические, социальные, а также профессиональные факторы. Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной активности и может приводить к выгоранию педагогов.
Согласно современным данным, под выгоранием понимается состояние физического, психического и эмоционального истощения, что приводит к исчерпанию функциональных ресурсов и в конечном итоге ведет к развитию заболеваний. В настоящее время выгоранию присвоен диагностический статус; в 10 пересмотре Международной классификации болезней выгорание было описано под рубрикой Z.73.0 как «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью».
Целью настоящей работы явилось изучение взаимосвязи темпов старения с выгоранием и заболеваемостью педагогов.
Материалы и методы. Было обследовано 277 педагогов Кемеровского государственного университета в возрасте от 25 до 65 лет. Определение биологического возраста проводилось по методике В. П. Войтенко [1]. В результате подсчитывались следующие характеристики: биологический возраст (БВ); должный биологический возраст (ДБВ) - характеризует попу-ляционный стандарт темпа старения; темп старения - характеризует во сколько раз БВ возраст обследуемого больше (со знаком «+») или меньше (со знаком «-»), чем средний биовозраст сверстников. Выгорание педагогов оценивалось по методике В.В. Бойко [2], в которой автор выделяет отдельные фазы развития эмоционального выгорания: «Напряжение», «Рези-стенция» и «Истощение».
Обработка полученного материала проводилась на ЭВМ класса Pentium, с помощью статистической программы «Statistica 5.5 for Windows».
Результаты и обсуждение. По темпам старения, педагоги были разделены на три группы: 1) педагоги с замедленными темпами старения, у которых биологический возраст меньше должного биологического возраста; 2) педагоги, чей биологический возраст равен должному биологическому возрасту составляют; 3) педагоги с ускоренными темпами старения, у которых биологический возраст больше должного биологического возраста.
Результаты проведенного исследования показывают, что 37% педагогов имеют ускоренные темпы старения (в среднем на 7-8 лет).
Была изучена взаимосвязь «выгорания» с биологическим возрастом педагогов. Согласно данным проведенного корреляционного анализа увеличение биологического возраста связано, прежде всего, с увеличением выраженности фаз «Резистенция» и «Истощение».
В дальнейшем было изучено, как изменяются показатели средних значений темпов старения в зависимости от выраженности разных фаз «выгорания». На всех стадиях фазы «Напряжение» темпы старения достоверно не изменяются. Темпы старения увеличиваются на 45 лет при сформированной фазе «Резистенция», которая требует напряжения всех основных систем организма. Очень резко биологический возраст увеличивается при сформированной фазе «Истощение», которая характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением организма, темпы старения составляют 7-8 лет.
Таким образом, сформированное эмоциональное выгорание приводит к увеличению биологического возраста и темпов старения, что может приводить к появлению психосоматических заболеваний педагогов.
Для того чтобы выяснить, как связаны темпы старения с заболеваемостью, нами была отобрана группа педагогов с ускоренными и замедленными темпами старения, в возрасте от 30 до 45 лет.
У педагогов с ускоренными темпами старения достоверно больше заболеваний сердечнососудистой (81,2% и 26,% - соответственно), пищеварительной (93,7% и 68,3%) и дыхательной систем (41,7% и 24,7%).
Таким образом, выгорание, возникающее как результат несоответствия между личностью и требованиями, предъявляемыми профессией, вызывает напряжение основных физиологических систем и, в конечном итоге, приводит к увеличению биологического возраста. Достоверное увеличение хронических заболеваний у лиц с ускоренными темпами старения указывает на то, что биологический возраст позволяет охарактеризовать физиологическое состояние данного индивида в данной возрастной группе, оценить «износ» физиологических систем организма и может служить объективным критерием состояния здоровья индивидуума.
Список литературы:
1. Войтенко В.П., Токарь А.В., Полюхов А.М. Методика определения био-логического возраста человека // Геронтология и гериатрия. 1984. Ежегодник. Биологический возраст. Наследственность и старение. - Киев, 1984. - С. 133-137.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: ИИД «Фи-линъ», 1996. - С. 132-153.
|