Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 2-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №3"
Скачать сборник целикомили по частям, а также посмотреть тит.лист, обложку и оглавление можно ЗДЕСЬ
Авторы: Иванищук П.П., Куликова Н.А., Стаковецкая О.К., Холмогорская О.В.
ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава» (г.Иваново)
В условиях современной экологической ситуации крайне важна экологизация системы образования и воспитания подрастающего поколения. Актуальность обусловлена противоречием между увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствием эффективных педагогических технологий экологического образования и воспитания. Знание основ экологии является важнейшим компонентом экологической культуры студенческой молодежи, поэтому в учебном процессе большое внимание должно уделяться поиску оптимальной технологии экологического образования обучающихся. В связи с этим тематика элективного цикла – «Антропогенные изменения природной среды» выбрана коллективом кафедры биологии с экологией Ивановской государственной медицинской академии с учетом актуальности знаний раздела «Экология» в системе подготовки врачей.
Цикл по выбору, продолжительностью 30 часов, проводится ежегодно в течение пяти лет с 2004/2005 уч. года на последней неделе весеннего семестра. Количество участников – студентов первого курса врачебных факультетов составляет 70-90 человек.
В 2004/2005 – 2006/2007 гг. тематика занятий на цикле была следующей. В первый день проводились монотематические конференции, посвященные вопросам антропогенного воздействия на биосферу. Студенты предварительно знакомились с предлагаемой тематикой рефератов, готовили свои сообщения, презентации и докладывали перед участниками электива. Некоторые ребята информировали присутствующих о результатах собственных экологических исследований, проведенных в школьные годы. Тематика конференций отражала проблемы: «Антропогенное воздействие на биосферу» (2004/2005 уч.год), «Антропогенное воздействие на биосферу и охрана окружающей природной среды» (2005/2006 уч.год), «Развитие современного состояния учения о биосфере». (2006/2007 уч.год). Многие студенты демонстрировали собственные материалы о состоянии мест отдыха г. Иваново, фотоснимки улиц и дворов города, комментировали увиденное. Доложенные работы активно обсуждали участники конференции, вносили дополнения и предложения по благоустройству городов и парковых зон.
Далее студентов, предварительно разделенных на 4 группы по 17-23 человека в каждой, преподаватели кафедры знакомили с тематикой последующих занятий. Им зачитывали инструктаж по технике безопасности при работе в природных экосистемах, за соблюдение правил которого они расписывались в специальном бланке. Затем участникам выдавали необходимый инвентарь и оборудование для сбора насекомых. Кроме этого, студентам предлагали подготовить ряд сообщений по оценке экологических последствий разнообразных антропогенных воздействий на окружающую природную среду и распределяли темы между ними.
На второй и третий дни проводили выездные практические занятия по сбору преимагинальных стадий двукрылых, имеющих медицинское значение, в естественной экосистеме и на урбанизированной территории. Студенты по предложенному плану проводили сравнительное описание биотопов за городом и в одном из парков Иванова, выявляли характер и степень антропогенного воздействия, собирали личинок, куколок и имаго двукрылых насекомых в пробирки или банки с фиксатором.
В четвертый день осуществлялась работа на кафедре по разбору сборов, определению семейств и оценке биоразнообразия двукрылых в различных типах экосистем. Далее выполняли зарисовку личинок слепней, мошек и мух в альбомах и заслушивали результаты обследования водоемов.
В последний день цикла состоялся семинар: «Формы воздействия человека на биосферу». Студенты делали краткие сообщения по заданным темам, предложенным на первом занятии цикла. Они отражали характер и оценивали экологические последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду: описывали негативные изменения на различных уровнях организации живого, возникающие при вырубке крупного лесного массива, осушении болот, строительстве городов, различных промышленных предприятий, внесении удобрений, применении ядохимикатов. Для подготовки сообщений большинство ребят использовали научную литературу и Интернет-ресурсы. Сообщения всегда оживленно обсуждались присутствующими студентами.
В 2007/2008 и 2008/2009 уч. годах элективные циклы были перестроены и стали целиком посвящены экологической тематике в виде самостоятельного комплексного научного исследования экологического состояния конкретных объектов – реки Уводь и прилегающей территории парка культуры и отдыха им. В.Я. Степанова (2008 г.), реки Талки и парка им. Революции 1905 года (2009 г.).
В первый день электива традиционно проводили общую монотематическую конференцию с заслушиванием и обсуждением студенческих докладов по следующей тематике: «Экология человека» (2007/2008 уч.год), «Глобальные изменения биосферы: причины, возможные последствия, пути решения». (2008/2009 уч.год). Ребята после прохождения расширенного инструктажа по технике безопасности при работе в природных экосистемах ознакомились с методикой проведения маршрутного учета, распределили между собой функции учета различных параметров и объектов, получили бланки первичной документации и необходимое оборудование.
Во второй день состоялось выездное практическое занятие «Комплексная оценка антропогенного воздействия на территорию парка». Участвовали все студенты, которые формировали 8 групп по 8-9 человек в каждой, в парке они проходили по радиальным маршрутам, используя компас, и фиксировали обнаруженные изменения природной среды, занося информацию в бланки и делая фотографии. После завершения движения первичные данные из полевых дневников суммировались по каждому объекту в отдельности.
На третий и четвертый дни цикла разные группы студентов осваивали и самостоятельно проводили отдельные экологические методики под руководством преподавателей: оценка чистоты воздуха в парке – по состоянию хвои сосны, по степени асимметрии листьев березы повислой, по видовому составу лишайников (лихеноиндикация); оценка экологического состояния водоема и прибрежной зоны – взятие проб воды и донных отложений, сбор водных животных для проведения биоиндикации чистоты воды, описание растительного покрова прибрежной зоны; сбор в парке растений и двукрылых насекомых, имеющих медицинское значение.
В последний день электива в учебных аудиториях студенты обрабатывали данные полевых исследований, затем результаты их работы были заслушаны. Большинство ребят проявили заинтересованность в обсуждении полученных данных, активно участвовали в разработке рекомендаций по улучшению экологического состояния парков г. Иванова.
Студентов, сделавших хорошие доклады на монотематической конференции, проявивших большой интерес и добросовестно выполнивших план элективного цикла после обсуждения на методическом заседании кафедры поощряли дополнительными баллами к средней годовой успеваемости.
В сентябре следующего учебного года наиболее заинтересованные студенты оформили научные работы. В течение двух последних лет эти работы участвовали в городском конкурсе научно-исследовательских проектов по теме «Сохранение экосистем г. Иваново» и ежегодно занимали призовые места. На «Неделе науки - 2010» в Ивановской государственной медицинской академии впервые была выделена специальная секция «Экология, гигиена и охрана здоровья человека», на которой студенты младших курсов сделали семь докладов по результатам собственных экологических исследований, проведенных во время элективного цикла.
Процесс экологического образования сочетает обучение и воспитание, он направлен на формирование экологической ответственности к окружающей среде, роста и развития экологической культуры людей и экологически целостных ориентаций. Предложенные нами формы и методы проведения элективных занятий значительно повышают информированность студентов-медиков о проблемах экологии и охраны окружающей природной среды, привлекают внимание молодежи к решению экологических проблем города и региона, формируют бережное отношение к природе.
|