|
ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VIII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2007. – 273 с.
Скачать сборник целиком
В результате сотрудничества кафедры акушерства и гинекологии СибГМУ и КИБЭВС ТУСУРА была создана медицинская автоматизированная обучающая система (АОС) по вопросам гинекологической эндокринологии. Над разработкой оболочки для пакета обучающих программ работали преподаватели и студенты старших курсов обоих вузов. АОС эффективно повышала уровень усвоения информации как пользователей, так и разработчиков по таким сложным вопросам как «Регуляция репродуктивного цикла женщины», «Оплодотворение», «Аменорея» [1, 2, 3].
Мы поставили цель разработать АОС на тему «Патологические маточные кровотечения», используя при этом соответствующий дидактический и графический материал, базы вопросов и ответов. Для достижения учебных целей разрабатываемый сценарий должен был обеспечить общение студента с ЭВМ в диалоговом режиме и возможность самостоятельной работы.
Под руководством преподавателя и программиста студенты старших курсов выполняли три основных этапа создания АОС:
1) методическая проработка учебного материала с использованием современной литературы ,
2) проектирование человеко-машинной диалоговой программы,
3) программирование учебно-методического материала.
Обучающая система поддерживает три этапа диалога со студентами:
• на начальном этапе предлагается ознакомиться с главными разделами дидактического материала, где студент может закрепить в памяти основные вопросы изучаемой темы. Доступ до любого из разделов осуществляется посредством навигационной панели слева и при помощи кнопок перехода. Навигационная панель показывает местонахождение пользователя в программе, содержит ссылки на основные разделы и на разделы дополнительной информации.
• второй этап обучающей системы организован в виде нескольких задач, моделирующих клиническую ситуацию патологических маточных кровотечений в различных возрастных периодах (пубертатный, детородный, перименопаузальный). Для осуществления обратной связи предложены вопросы к каждой задаче, при неправильном выборе ответа студенту сразу указывается ошибка, следует текст подсказки или таблица. Таким образом, реализуется принцип обучения на виртуальной больной.
• третьим этапом является итоговое тестирование и оценка работы студента с АОС.
В контрольном тестировании доступ к использованию дополнительных материалов закрыт. Тесты для итогового тестирования являются альтернативными («да» или «нет»), в связи с возможностью быстрых ответов их количество доведено до 25. Эталон ответов преподнесен в оригинальной форме.
Таким образом, разработанная кафедрой акушерства и гинекологии СибГМУ совместно с кафедрой информационной безопасности электронно-вычислительных систем ТУСУР медицинская АОС по вопросам гинекологической эндокринологии позволила использовать оболочку АОС для создания новой обучающей программы «Маточные кровотечения». Медицинская автоматизированная обучающая система может широко использоваться для самостоятельной работы.
Список литературы:
1. Автоматизированная обучающая система по вопросам гинекологической эндокринологии: учебное пособие / Под ред. проф. А.А. Шелупанова, проф. А.И. Венгеровского. -Томск.: Сибирский государственный медицинский университет, 2006. - 107 с.
2. Болотова В.П., Егорова Н.Л., Прищепа Л.С., Булавинов А.А. Создание автоматизированных систем обучения в медицинских вузах // Тезисы докладов региональной научно-методической конференции. - Томск, 2001. - С.124-125.
3. Погорелая С. П. Обучающе-тестирующая программа // Тезисы докладов научно-технической конференции студентов и молодых специалистов. - Томск, 1999. - С. 99100.
|