Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра биофизики и функциональной диагностики
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: современный женский спорт развивается бурно и стремительно. Подтверждением этому служат уже сложившиеся тенденции участия женщин в соревнованиях самого высокого ранга, установление ими высочайших рекордов даже в нетрадиционных видах спорта [1, 4]. Спортивные игры очень разнообразны и степень воздействия их на организм не одинакова, особенно большей палитрой двигательных действий отличается футбол. Занятия футболом активизируют работу различных мышечных групп, повышая обмен веществ, стимулируют систему дыхания и кровообращения. Положительным моментом является и то, что периоды напряжения в играх сменяются отдыхом, нет непрерывности движений. Различные мышечные группы поочередно вступают в работу, и те, что отдыхают в данный момент, лучше восстанавливаются на фоне повышенного функционирования других мышц [2]. Развивается зрительный анализатор, улучшаются пространственное зрение, вестибулярная устойчивость, развивается ловкость, вырабатывается двигательная память, формируя автоматизм движений, тренируется выносливость [3, 5]. В отличии от программы общей физической подготовки, где урок физической культуры проходит два раза в неделю (редко три) по 90 минут и в рамках урока изучается лишь один вид спорта. Физическая подготовка занимающихся футболом, предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных способностей.
Цель: оценить функции равновесия у спортсменок с помощью теста Ромберга.
Материалы и методы: было обследовано 30 студенток Томского Политехнического Уни-верситета. Возраст девушек составил 18-22 года. Было выделено две группы. Первую группу составили 15 девушек, занимающихся футболом более трех лет, участники сборных команд факультета и вуза. Во вторую группу вошли 15 девушек, занимающихся общей физической подготовкой третий год.
Исследование проводилось с использованием компьютерного стабилоанализатора «Стабилан-01». Для изучения особенностей устойчивости был использован тест Ромберга, который состоит из двух проб: с открытыми и закрытыми глазами.
Результаты: для оценки функции равновесия и координационных способностей использовался тест Ромберга. В таблице 1 представлены показатели при выполнении теста Ромберга с открытыми глазами и закрытыми глазами, из которой видно, что показатель средняя скорость перемещения центра давления (ЦД) (табл. 1), определяющая среднеамплитудные значения скорости перемещения ЦД спортсменов за продолжительность обследования, отличаются незначимо. Значения показателя скорости изменения площади статокинезиграммы (табл. 1) ниже у женщин-футболисток, что говорит об увеличении устойчивости. Различия наблюдаются и при оценке одного из важных параметров – качество функции равновесия (табл. 1). Лучший средний результат имеют женщины, занимающиеся футболом. Также были обнаружены статистически значимые различия по показателю средней угловой скорости (табл. 1), характеризующей скорость изменения направления векторов скорости движения ЦД, который выше у женщин-футболисток.
Выводы: у девушек, занимающихся общей физической подготовкой функция равновесия развита в меньшей степени, при выполнении теста Ромберга отклонения ЦД имеют большую величину, чем у девушек, занимающихся футболом. У девушек, занимающихся футболом изменения показателей при сравнении открытых и закрытых глаз незначительны, наоборот же у девушек, занимающихся общей физической подготовкой показатели ухудшаются при отмене зрительного контроля. Все это свидетельствует о влиянии спортивной специализации в поддержании равновесия.
Таблица 1.
Стабилографические показатели при выполнении теста Ромберга с открытыми и закрытыми глазами контрольной и основной групп.
|
Показатели |
Открытые глаза |
Закрытые глаза |
Девушки,
занимающиеся общей физической подготовкой |
Девушки, занимающиеся футболом |
Девушки, занимающиеся общей
физической подготовкой |
Девушки, занимающиеся футболом |
Средняя
скорость перемещения ЦД,мм/сек |
7,93 |
6,96 |
10,93 |
9,49 |
±0,64 |
±0,69 |
±1,01 |
±1,01 |
Скорость изменения площади статокинезиграммы, кв.мм/сек |
10,28 |
8,34 |
14,96 |
12,64 |
±1,29 |
±0,72 |
±1,14 |
±2,12 |
Качество
функции равновесия,% |
85,91 |
89,08 |
74,79 |
80,68 |
±2,02 |
±2,38* |
±3,48 |
±3,53* |
Угловая
скорость средняя,град/сек |
21,22 |
26,21 |
19,7 |
24,05 |
±1,21 |
±2,23* |
±1,11 |
±1,88* |
* - достоверность различий с контрольной группой, p<0,05.
Список литературы:
1. Ахундова, Р. С. Морфофункциональные критерии отбора в женском спорте / Р. С. Ахундова, Ш. А. Машедова, И. А. Рутсамова и др. // Современная морфология – физической культуре и спорту. – М., 1987. – С. 15-27.
2. Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 228 с.
3. Слива, С. С. Компьютерная стабилография для достижения высших спортивных ре-зультатов / С. С. Слива, И. В. Кондратьев, Г. А. Переяслов // IV Всероссийская конференция по биомеханике "БИОМЕХАНИКА-98". – Н. Новгород, 1998. – С. 151-155.
4. Федоров, Л. П. Научно – методические основы женского спорта: Учебное пособие / Л.П. Федоров. – Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987. – 54 с.
|