Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра медицинской и биологической кибернетики
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Темпы развития информационных технологий и постоянно повышающиеся требования к ведению бизнеса приводят к необходимости усовершенствования бизнес-процессов. Такие попытки предпринимаются на любом предприятии, руководство которого осознает необходимость улучшения собственных методов работы. Бизнес-процесс- устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Вход бизнес-процесса- ресурс необходимый для выполнения бизнес-процесса. Выход бизнес-процесса- результат(продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса.
В настоящей работе проводиться сбор информации для дальнейшего анализа и моделирования бизнес-процессов ГОУ ВПО СибГМУ. Моделирование бизнес-процесса- это отражение субъективного видения реально существующих в организации процессов при помощи графических, табличных, текстовых способов представления.
Целью настоящего исследования является структурное и функциональное моделирование взаимодействия административных подразделений, клинических кафедр и клинических баз, а также структурное и функциональное моделирование взаимодействия административных подразделений с внешними источниками информации и теоретическими кафедрами.
Методологической основой моделирования является системный анализ, центральной процедурой которого является построение обобщенной (единой) модели объекта, отражающей важнейшие факторы и взаимосвязи реальной системы. На практике это связано с созданием комплекса моделей с развитыми динамическими и информационными связями между моделями всех уровней[1].
В качестве объекта исследования были выбраны следующие клинические кафедры:
• Кафедра госпитальной терапии, расположенная на базе ОГУЗ ТОКБ
• Кафедра неврологии, расположенная на базе ГОУ ВПО СибГМУ
• Кафедра ЛОР-болезней, расположенная на базе 3-ей гор. больницы
• Кафедра неотложной кардиологии ФПКиППС, расположенная на базе НИИ Кардиологии ТНЦ СО РАМН
В настоящее время для описания бизнес-процессов используется несколько методологий. Для моделирования полученных данных планируется использование методологий стандарта IDEF.
Наиболее широко используемой методологией является стандарт США IDEF0.Данная методология предоставляет аналитику возможности описания бизнеса организации с акцентом на управление процессами, позволяет отражать в модели процесса обратные связи различного типа (по информации, по управлению), движение материальных ресурсов.
Используя методологию IDEF0, процесс может быть рассмотрен как «черный ящик», преобразующий входящие ресурсы в исходящие. На диаграмме процесса в IDEF0 стрелки, входящие в функцию слева, служат для описания потоков материальных ресурсов или потоков информации, документов.
Входящие ресурсы преобразуются функцией (работой, процессом). Результатом этого преобразования являются материальные ресурсы или информация, которые показываются в виде стрелок, выходящих из правой стороны четырехугольника. Для выполнения любой работы необходимы основные средства, инструменты, персонал, программные продукты и т.д. Все эти ресурсы отображаются на диаграмме стрелками, входящими в четырехугольник снизу. Управляющее воздействие, которое определяет порядок выполнения работ, управление работой. Такими воздействиями могут быть: устное распоряжение руководителя, нормативный документ, государственный стандарт, технические условия и т.д. Управляющие воздействия показываются на диаграмме сверху [2].
Другой методологией описания процессов является методология IDEF3. Стандарт IDEF3 предназначен для описания рабочих процессов или, говоря другими словами, потока работ, выполняемых в подразделении и на рабочих местах.
Средства документирования и моделирования IDEF3 позволяют выполнять следующие действия:
-Документировать имеющиеся данные о технологии процесса, выявленные в процессе опроса компетентных сотрудников, ответственных за организацию рассматриваемого процесса.
-Определять и анализировать точки влияния потоков сопутствующего документооборота на сценарий процессов.
-Определять ситуации, в которых требуется принятие решения, влияющего на жизненный цикл процесса.
-Содействовать принятию оптимальных решений при реорганизации процессов.
-Разрабатывать имитационные модели процессов, по принципу "КАК БУДЕТ, ЕСЛИ..."[3].
В настоящее время идет сбор необходимой информации для дальнейшего анализа и моделирования бизнес-процессов ГОУ ВПО СибГМУ.
Список литературы:
1. Перегудов, Ф. И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. - М: Высш. школа, 1989. – 584 с.
2. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.
3. Черемных, С. В. Структурный анализ систем: IDEF – технологии / С. В. Черемных, И. О. Семенов, В. С. Ручкин. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.