Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Печать E-mail
Автор КернесюкН.Л, ГетмановаА.В., СысоеваЛ.Ф., ЛернерЖ.А., КернесюкМ.Н., ГвоздевичВ.Д., КозловА.С., Шаныги   
24.02.2015 г.
Уральский медицинский университет
Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии
 

Образовательные технологии подготовки специалистов в медицинских вузах относятся к числу наиболее многообразных и трудозатратных. Связано это со слож-ностью организации эффективных практических занятий как по закономерностям пе-дагогической науки, так и по использованию современных информационных ресур-сов. К тому же актуальность качества подготовки специалистов возрастает в связи с реорганизационными процессами в здравоохранении. Наряду с этим появились опре-деленные, подчас непредвиденные, обстоятельства, препятствующие использованию давно устоявшихся традиционных приемов организации практических занятий в под-готовке специалистов.
В 70-80-е годы 20-го столетия эти образовательные технологии были обогаще-ны общими и частными педагогическими закономерностями и предстали в медицин-ском образовании как классика деятельности кафедр оперативной хирургии и топо-графической анатомии. Реализация программы дисциплины располагалась парал-лельно с пропедевтическими (общеклиническими) дисциплинами (3-4-й курсы). На-чиная с 90-х годов, как «реорганизация» профессионального образования с целью «улучшения» подготовки специалистов (кафедре крайне не повезло!) дисциплину стали «объединять» с кафедрами анатомии, «разделять» между анатомией и общей хирургией, передвигать на 3-й, а сегодня – уже на 2-й курс. Никого не волнует, что студенты этих курсов еще не освоили аналитические общебиологические дисципли-ны, не перешли к освоению общеклинических дисциплин. Они явно неготовы к ос-воению синтетической, да еще двуединой дисциплины, где надо не только знать, но и уметь многое, иметь практические умения и навыки, уже граничащие с профессио-нальными компетенциями. Получается, что образование (по этой дисциплине?) ото-двинули даже не к 19-му, а к 18-му ст. В федеральном стандарте она называется «ана-томия» с указанием разделов (например, «Головы и шеи» для стоматологов, и это по-сле дисциплины «анатомия человека»!), или «топографическая анатомия (без «опера-тивной хирургии», например, для медико-профилактического факультета).
Основанием организации отдельной кафедры наряду с двуединством дисцип-лины явилось также то, что топографическая (прикладная, хирургическая, клиниче-ская – параллельные названия, синонимы) анатомия и оперативная хирургия стала в трудах Н.И.Пирогова отдельной наукой (научным направлением) как теоретическая (научная) основа развития хирургии как науки и искусства в лечебной деятельности. Под этим девизом она и развивалась на протяжении почти двух столетий. Но и сего-дня даже среди представителей этой науки немало таких, которые все-таки причис-ляют ее как «раздел» к анатомии, только для «клиницистов» (?), как «клиническая» анатомия, да еще и с разделением ее по «узким» специальностям (это уж вообще аб-сурд!); мы сегодня имеем общемедицинскую практику и специализированную по от-дельным нозологиям болезней. Все причастные к медицине должны быть компетент-ны в диагностической и лечебной общемедицинской деятельности. А специализация – это дело последующее, вторичное. Поэтому оперативную хирургию и топографиче-скую анатомию как современную дисциплину в медицинском образовании мы под-разделяем на общую и частную. А определение ее как науки может быть таким: изу-чение строения органов и систем тела человека по областям и в полостях по формам изменчивости во взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимовлиянии в норме и при патологии с обоснованием диагностики и лечения, в том числе, хирургического, их болезней. В первый период ее развития (до середины 20-го ст.) эта наука явилась ос-новой анатомо-физиологического обоснования отечественной и мировой медицины, в том числе хирургии с разработкой технологий макрохирургических операций. Второй этап – с переходом к изучению топографии органов и систем на тканевом уровне – обоснованытеоретическая основа анатомо-функционального принципа медицинской деятельности и микрохирургические технологии хирургических операций, в том чис-ле реконструктивно-пластических и трансплантационных. Новое направление обо-значено как морфометрическая топография и гистотопография. Это сегодняшний день и грядущие десятилетия, а может и века развития данной науки.
Из изложенного следует, что кафедра для осуществления как учебно-образовательной, так и научной деятельности без экспериментальной базы существо-вать не может и не должна. Однако, с введением так называемых компьютерных учебных технологий, экспериментальные операции во многих, если не во всех кафед-рах практически не проводятся. Равно как исчезли занятия на учебных препаратах, не используется в обеспечении практических занятий трупный материал.
Планируемые уровни усвоения учебных элементов по каждому разделу (моду-лю) дисциплины, которые следует учитывать при организации контроля степени ус-воения дисциплины, согласно принципам педагогики и психологии нижеследующие: первый уровень – «знание-знакомство»; второй уровень – «знание-воспроизведение»; третий уровень – «знания – практические навыки» (и умения). На основании выпол-ненного научного исследования по педагогике высшей школы в 80-е годы прошлого века мы посчитали целесообразным для высших учебных заведений медицинского профиля кроме названных выделить четвертый уровень усвоения, творческий – «зна-ние-творчество».
Каждому из планируемых уровней усвоения учебных элементов дисциплины должны соответствовать конкретные формы организации учебной деятельности сту-дентов. Если первый и в определенной степени второй уровень может быть достигнут и лекционной формой учебной работы, то третий, да и второй главным образом, — только высокоорганизованными практическими занятиями. В основном как третий уровень, так, особенно, четвертый – могут быть достигнуты только высокоорганизо-ванной самостоятельной работой как на практическом занятии, так, особенно, в до-полнительное время.
Когда мы говорим о высокоорганизованной самостоятельной работе (как на практическом занятии, так и в дополнительное время), прежде всего, имеем в виду достаточное методическое, материально-техническое и организационное обеспечение этой формы учебной деятельности.
Методическое обеспечение учебной деятельности студентов по разным ее формам осуществлено изданными кафедрой «Методическими разработками», в кото-рых учебный материал разделов (модулей) и тем занятий распределен по формам учебной деятельности (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) с мак-симальным исключением дублирования на них учебных элементов. По каждой форме учебной деятельности также изданы методические указания и среди них – по лекци-онной работе, по практическим занятиям, по самостоятельной работе («Указания по самостоятельной работе», «Практические навыки»).
Материально-техническое обеспечение включает, прежде всего, изготовление достаточного количества учебных препаратов по топографии областей, полостей и органов, изготовление, во-вторых, музейных препаратов по всем областям как по то-пографии, так и по технике типичных операций в этих областях, наличие, в третьих, достаточного количества органокомплексов с целью оборудования максимально воз-можного числа рабочих мест для самостоятельной работы по изучению препаратов и выполнению практических навыков, и, наконец, в-четвертых, выдачу студентам не-обходимых для их работы наборов хирургических инструментов.
Организационное обеспечение сводится к предоставлению возможности рабо-тать на кафедре студентам в вечерние часы, в связи с чем лаборанты и преподаватели работают в две смены. Обеспечены консультация студентов, учет их самостоятельной работы с препаратами и усвоения практических навыков.
Только обеспечив необходимые условия для изучения тем и разделов (моду-лей) дисциплины на планируемом третьем уровне усвоения, можно проводить изме-рение степени усвоения материала на этом уровне. Если же вся работа по усвоению дисциплины сводится к изучению учебников, руководств, в том числе в компьютер-ных вариантах, то третьего уровня усвоения учебных элементов здесь быть не может в принципе. Компьютерные технологии, работа с литературой, лекции и семинары обеспечивают изучение учебных элементов дисциплины исключительно на втором уровне усвоения.
Что касается четвертого уровня усвоения, отдельным студентам или «малым группам» студентов по их желанию предоставляется возможность работать по инди-видуальным программам, заранее составленным, подробно обсужденным, в виде учебно-исследовательской работы (в рамках учебной программы) или научно-исследовательской работы (по тематике научной работы кафедры). Таким студентам предоставляется возможность огласить результаты их исследований на учебных лек-циях (при совпадении тематики), на заседаниях кружка, на научных конференциях и в публикациях.
Компьютерные и виртуальные технологии в учебном процессе являются лишь информационными, воображаемыми, а не реальными, настоящими, обеспечивающими высокий уровень усвоения знаний, умений, практических навыков, компетенций. Первые из названных технологий обеспечить такой уровень не могут.
Последние государственные образовательные стандарты подготовки специали-стов для здравоохранения направлены на включение в число знаний и профессио-нальных компетенций также ряда научных компетенций. Однако, как и многие другие бюрократические документы, образовательные стандарты не лишены недостатков и даже несуразностей. Так, дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» (параллельное название – «клиническая анатомия и оперативная хирур-гия») отнесена к числу медико-биологических, с изменением названия, цели и задач ее в медицинском образовании. Возражая против этих «инноваций», следует отметить, что на протяжении двух столетий в медицинском образовании России она считалась клинической дисциплиной, «синтезирующей» подготовку студентов на медико-биологических кафедрах (анатомии, биологии, гистологии, микробиологии, фи-зиологии) и клинических пропедевтических кафедрах (общей хирургии, пропедевти-ческой терапии, патанатомии, патфизиологии), также проводила подготовку их по общим вопросам строения тела человека по областям и полостям во взаимозависимо-сти и взаимообусловленности с обоснованием выполнения общехирургических опе-ративных приемов лечения с целью дальнейшего обучения на факультетских и спе-циализированных кафедрах («Общая оперативная хирургия и топографическая ана-томия»).
При подготовке интернов и ординаторов, врачей-специалистов ее место в уг-лубленном изучении клинической анатомии по избранным темам (модулям) с обос-нованием морфометрических и гистотопографических приемов в диагностической, прогностической и лечебной деятельности, технических приемов выполнения совре-менных оперативных вмешательств («Частная оперативная хирургия и топографиче-ская (клиническая) анатомия»).
Как клиническая дисциплина оперативная хирургия и топографическая анато-мия в учебном плане подготовки специалистов располагалась вместе с общими про-педевтическими дисциплинами (патологические анатомия и физиология, пропедевти-ческая терапия и общая хирургия), на 6-м и 7-м семестрах (3 и 4 курс), поскольку синтезировала знания обучающихся по общим биологическим (анатомия, физиология, микробиология) и вместе с факультетскими клиническими дисциплинами (фа-культетская хирургия, внутренние болезни) создавала основу для освоения госпи-тальных, узких профессиональных дисциплин; наряду с этим кафедра создавала усло-вия для усвоения студентами умений и практических навыков выполнения общехи-рургических приемов экстренных и срочных методов оперативного лечения (опера-ции на умерших людях, органокомплексах, экспериментальных животных).
В ФГОС-3 кафедру и дисциплину (оперативную хирургию и топографическую анатомию) «отнесли» к «математическим и общебиологическим», «переместили» на 2-ой и 3-й курс; для стоматологического факультета ее даже не обозначили как «кли-ническая анатомия головы и шеи»; студенты этих курсов еще не прошли подготовку по пропедевтическим дисциплинам и не готовы к обучению по одной из самых слож-ных прикладных двуединых дисциплин, какой является оперативная хирургия и топо-графическая анатомия.
В обсуждении ФГОС-3+ подготовки специалистов с высшим медицинским об-разованием считаем целесообразным:
Дисциплину (как и науку) оперативную хирургию и топографическую (клиническую) анатомию внести в разряд клинических;
В программах и планах подготовки специалистов разместить вместе с пропедевтическими и факультетскими клиническими дисциплинами (3-ий и 4-й кур-сы);
Считать эту дисциплину на 3-4 курсах «Общей оперативной хирургией и топографической анатомией» (в подготовке специалистов «общеврачебной практи-ки»);
Включить эту дисциплину в программу и планы подготовки бакалавров, магистров и специалистов как «Частную оперативную хирургию и топографическую (клиническую) анатомию.
Кафедра располагает достаточным оборудованием для создания необходимых условий подготовки как студентов, так и интернов и ординаторов; однако, для реше-ния вопросов улучшения качества подготовки специалистов кафедра считает целесо-образным решение следующих проблем:
Создать (восстановить) условия работы по оперативной хирургии (прак-тические навыки) в прозектурах лечебных учреждений и бюро судмедэкспертизы;
Создать (восстановить) возможность работы экспериментальной опера-ционной с выполнением операций на экспериментальных животных, в реальных ус-ловиях обезболивания, управления дыхательной и сердечно-сосудистой системами, осуществления оперативных приемов на различных органах и системах организма;
Решить проблему материально-технического обеспечения работы опера-ционной (препараты премедикации и обезболивания, оборудование, эксперименталь-ные животные).
В связи с тем, что ныне много разговоров ведется о «центрах практических на-выков» как «инновационных» технологиях подготовки специалистов, оборудованных главным образом «симуляционными» и «виртуальными» тренажерами, аппаратами и приборами, заметим, что они имеют определенное значение в освоении практических навыков на младших курсах. Однако, если речь идет о практических навыках в диаг-ностической, лечебной, в том числе, хирургической деятельности, здесь кафедра опе-ративной хирургии и топографической анатомии вместе с клиническими кафедрами незаменимы исреди этих «центров» должны быть на первом месте.
 
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99