Бирский медико-фармацевтический колледж (город Бирск)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Модель ССУЗов предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов с углубленным изучением специальных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профессионального обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, специальные, элективные, дисциплины по выбору, разнообразные курсы и кружки. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех студентов во всех профилях обучения.
Общеобразовательные предметы, предметы повышенного уровня и специальные дисциплины определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Содержание указанных типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Кружковая работа выполняет функцию, которая «поддерживает» изучение основных предметов на заданном профильном стандартном уровне.
Учебный план профильного обучения включает в себя четыре предметных блока:
первый блок – базовые общепрофессиональные предметы обязательные для всех студентов. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов на базе среднего общего образования: математика, физика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, биология, экология, а также интегрированные курсы обществознания и естествознание с учетом регионального компонента.
второй блок – профильные (специальные) общеобразовательные предметы повышенного уровня, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательны для студентов, выбравших данное направление.
третий блок – элективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счёт образовательного компонента учебного плана.
четвёртый блок – учебные практики, проекты, кружковая и исследовательская деятельность.
В соответствии с целями и задачами профильного обучения кружковая работа может выполнять различные функции: изучение ключевых проблем современности, ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба», ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; дополнение и углубление базового предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом должны выполняться комплексно.
Темы и исследовательские проекты, которые проводятся в Бирском медико-фармацевтическом колледже, определяют сами студенты с целью активизации их познавательной деятельности. При разработке исследовательских проектов, в рамках кружковой работы, следует акцентировать внимание на следующие компоненты:
- подготовку к специальным предметам;
- приобретение знаний и умений, освоение способов деятельности для решения практических, профессиональных и жизненных задач;
- возможность успешной карьеры, продвижение на рынке труда;
- поддержку изучения базовых курсов;
- интеграцию имеющихся представлений в целостную картину мира.
Важный критерий – кратковременность. Во-первых, не следует забывать, что например, химия и анатомия не единственные в медицинском ССУЗе предметы и у студентов не возникнет огромного желания посещать кружковую работу на протяжении всего учебного года. Во-вторых, большое количество учебных часов вызывает перегрузку студентов. В-третьих, студенты имеют право выбора – посетить несколько таких кружков по разным предметам. Исходя из этих положений, мы считаем важной задачей, продемонстрировать практическую значимость в небольшом отрезке времени (8-10 ч в рамках одного полугодия).
Студентами нашего колледжа в рамках кружковой работы проводятся различные исследовательские проекты, защита которых проходит на научно-практических конференциях (колледжных, республиканских, региональных). Например, исследовательские проекты: «Мониторинг состояния здоровья студентов колледжа», «Анализ некоторых пищевых продуктов», «Вода, как источник жизни». Некоторые проекты проводились на базе Бирской государственной социально-педагогической академией, что активизировало познавательный интерес студентов колледжа.
Когда студент видит, что приобретенные им знания реально помогают в жизни, что они необходимы ему и интересны другим, то это способствует созданию положительной учебной мотивации.
С этой целью кружки должны информировать студентов о характере профессиональной деятельности. Экскурсии в аптеки, встречи с представителями медицинских профессий дадут более полное представление о выбранной специальности и помогут в дальнейшей профессиональной деятельности, станут стимулом для получения высшего образования по выбранной специальности.