Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24» (г.Междуреченск)
До не давнего времени актуальным в преподавании различных предметов являлось не столько предоставление школьникам набора определенных знаний – «багажа знаний», сколько формирование и развитие их творческого мышления. Не смотря на изменения последних лет, в том числе за счет введения ЕГЭ, на наш взгляд, актуальность данного направления работы ни сколько не уменьшилась. Сегодня, когда актуальным в работе педагогов является формирование и развитие различных компетенций обучающихся, формирование творческого начала ребят приобретает новый виток развития.
Для нас, как для учителей биологии, наиболее приемлемым видится формирование творческих способностей обучающихся через экологическую деятельность. Почему именно через экологическую?
Приобщая обучающихся к этому виду деятельности достигается как минимум два очень важных момента:
- формирование экологической грамотности и мышления, любви и бережному отношению к окружающему миру, в том числе к своей малой родине;
- формирование собственно творческой активности, развитие творческого начала каждого ученика.
Существуют различные подходы и методы к формированию творческой активности обучающихся. Они определяются возрастом обучающихся: если в старших классах подобная задача, уже традиционно, решается через приобщение школьников к методам научного познания (проблемные ситуации на уроках, исследовательская деятельность) или методу проектов, то в среднем звене нами используются на протяжении многих лет не столь распространенные в практике приемы. В общем, их можно назвать творческие домашние задания. Формы и содержания таких заданий, а также подходы к их выполнению могут быть различными.
Одним из таких подходов является составление стихов с биолого-экологическим содержанием. Понятно, что выполнение такого домашнего задания требует от автора определенным индивидуальных особенностей, склонностей и навыков.
Первоначально к выполнению таких заданий приступают далеко не все ученик: порой лишь те, у кого хорошо складывается рифмование или имеется подобное умение у родителей, старших братьев или сестер. Но после первых же выступлений перед классом, на биологических вечерах и конкурсах, желание заняться творчеством возникает и у других ребят. Как правило, в эту работу включаются если не все, то многие обучающиеся. Первые стихи, конечно, получаются далеко не идеальные.
Вот, на пример, первые стихи учеников 7 класса:
Люблю я раннею весной
Живой природой наслаждаться:
Здесь огоньки и кандыки,
Подснежник может повстречаться.
Однако, следующие работы выгодно отличаются от первых. Много работ посвящаются родному краю:
Кузбасс – жемчужина Сибири.
Кузбасс – великий регион.
Углем прославлен во всем мире
И славится отныне он.
Природа чудная в Кузбассе:
Леса, богатые зверьем,
И недра, полные сырьем.
Недаром край наш очень славный,
Не даром он один такой.
Любимый, самый он красивый,
И сердцу самый дорогойОчень важно, чтобы эти творения детей не остались без внимания взрослых. Именно с этой целью мы пытаемся собирать, оформлять их в сборники и по возможности публиковать или отправлять на различные конкурсы. Так некоторые стихи учеников были опубликованы на страницах газеты «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»). Ребята становились дипломантами различных конкурсов экологической направленности: областного конкурса «Подрост», Российского конкурса «Экология и дети», проводимом Московским зоопарком.
|