Адыгейский государственный университет (Майкоп)
Свое регуляторное влияние на функции организма катехоламины осуществляют через гормонально-медиаторное звено, которые, по утверждению Л.А.Орбели, способствуют постоянству внутренней среды организма и приспособлению его к меняющимся условиям жизнедеятельности.
Изучение уровня экскреции катехоламинов в состоянии относительного покоя позволяет судить об активности САС, а изменение дает возможность говорить о функциональной активности САС.
Симпато-адреналовая система выполняет регуляторные функции – гомеостатическую, адаптационно-трофическую, аварийную, - во многом определение ее устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды и обеспечивающие пусковые и модуляторные эффекты.
Катехоламины способны изменить деятельность сердца. Касаются они всех характерных его функций пейсмекерной активности, скорости проведения возбуждения, метаболизма, сократимости и др. Катехоламины в основном оказывают положительное хронотропное и инотропное влияние на деятельность сердца. Из катехоламинов важным в жизнедеятельности организма является адреналин (А). Он образуется в мозговом слое надпочечников, и содержание его во внутренней среде организма характеризует состояние этой важнейшей эндокринной железы. Адреналин большое влияние оказывает на сердечно-сосудистую систему. При повышенном уровне этого гормона увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление, расширяются сосуды головного мозга.
Анализируя литературу по изучению функциональной активности симпато-адреналовой системы (САС) детей младшего школьного возраста, следует отметить их немногочисленность и противоречивость.
В связи с этим целью настоящей работы явилось изучение возрастно-половых особенностей симпато-адреналовой системы детей младшего школьного возраста в процессе лонгитудинальных исследований.
Обследовались мальчики и девочки в возрасте от 6до 8 лет, из них воспитанников детского сада – 24 и учащихся 1, 2, 3 классов – 65 человек.
Определение катехоламинов проводилось флюориметрическим методом в порционной моче, собранной в первой половине дня (с 8 до 13 часов) в состоянии относительного покоя по методике Э.Ш. Матлиной и З.М. Киселевой.
По результатам наших исследований можно отметить, что у детей 6-8 лет активность симпато-адреналовой системы повышается. В начале учебного года выявлено значительное увеличение экскреции норадреналина у мальчиков в возрасте 7 лет. Эти изменения указывают на некоторое напряжение адаптационных процессов уже в первый год обучения. К концу третьего года обучения увеличиваются симпатические влияния на сердечный ритм и одновременно усиливаются нервные и гуморальные каналы регуляции, увеличивается индекс напряжения. Выявленные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о существенном напряжении процессов адаптации к концу третьего класса как у мальчиков, так и у девочек, начавших обучение с 7 лет.
Снижение экскреции катехоламинов отмечено в конце учебного года у детей 6-летнего возраста и школьников 6-8 лет, за исключением девочек 7-летнего возраста, как результат воздействия учебной деятельности.
Результаты исследований показывают усиление метаболических процессов к концу учебного года и развитие реакции напряжения, которая наиболее ярко проявляется у мальчиков. Кроме того, существенное снижение уровня экскреции адреналина и норадреналина, коэффициента НА/А указывает на истощение депо катехоламинов и их резервов в организме детей к концу учебного года.
|