Балашовский филиал Саратовского государственного университета
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт ребёнку возможность проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей работы и, следовательно, приобретать универсальные умения и навыки в собственных исследованиях. Оптимально применять его в VIII–XI классах среднеобразовательной школы.
Мы предлагаем следующий алгоритм деятельности учителя: формирование ученических групп, формулировка тем и целей проектов, подбор в научных журналах материала, распределение индивидуальных заданий между группами с учётом интересов и возможностей учащихся, заслушивание и обсуждение гипотез, анализ схем и способов решения задач, выбор приемлемых вариантов, постановка эксперимента, конструирование модели, обсуждение выводов, планирование выступлений учащихся с сообщениями на уроках и конференциях.
Образовательная программа по физике «нашпигована высотами для покорения», при достижении которых учащиеся будут становиться более компетентными. Мы считаем, что необходимо формулировать такие темы проектов, работая над которыми школьники ощутили бы потребность и необходимость в получении систематических научных знаний. Начинать лучше с микропроектов. Например, при изучении раздела «Электричество» можно предложить учащимся несколько проектов:
- рассчитать длину провода для изготовления паяльника мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если известны материал провода и его сечение; имеется образец провода и измерительные инструменты (VIII кл.);
- спроектировать устройство, вдвое уменьшающее мощность, потребляемую паяльником «в режиме ожидания», когда он лежит на подставке и поддерживается при рабочей температуре (после изучения устройства и работы полупроводниковых диодов, X кл.);
- разработать схему переключения трёх (четырёх) одинаковых ламп, позволяющую максимально возможным числом способов ступенчато регулировать потребляемую мощность (VIII кл.);
- сравнить номинальную и истинную мощности лампы накаливания (VIII кл.);
- определить схему включения четырёх одинаковых резисторов в чёрном ящике, если известно сопротивление каждого из них (X кл.);
- вычислить температуру нити накала лампы, работающей в номинальном режиме, по измеренным значениям напряжения и силы тока (X кл.).
Выполнение микропроектов служит этапом подготовки к более серьёзной работе. Так, защита таких вполне жизненных проектов, как «О некоторых особенностях видимого движения Солнца в Саратовской области», «Влияния солнечных активных областей на функционирование экосистем и здоровье человека», «Влияние космических потоков энергии на продуктивность биологических систем» и т.п. делает востребованной учебную информацию и способствует повышению качества физического образования. Защита таких проектов делает востребованной учебную информацию и способствует повышению качества физического образования. Проектный метод обучения позволяет учащимся глубже осознать теоретические основы курса физики и его практическое значение. Рассмотрим следующие примеры заданий, которые можно предложить учащимся.
─ По трубопроводу перекачивают жидкий кислород. Несмотря на холод, часть кислорода переходит в газообразное состояние, образуя пузырьки, которые почти равномерно распределяются по потоку. Но технологический процесс требует, чтобы кислород поступал в резервуар в жидком состоянии, без пузырьков газа.
Задание: предложите способ отделения жидкого кислорода от газообразного.
─ Однажды знаменитый тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге:
- Трудно работать. Прыжки становятся всё сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность неудачных «приводнений» и травм. Когда падаешь с высоты, вода не такая уж «мягкая». Иногда вижу: спортсмен пробует новый элемент, но боится ушибов, так как из-за травмы не попадёт на соревнование.
- Ничего не поделаешь, – вздохнул коллега, – такой у нас вид спорта. В моей группе тоже бывают травмы при неудачных прыжках.
- А нельзя ли сделать воду «мягче»?
Задание: предложите способ, позволяющий «смягчить» воду, чтобы уменьшить число травм спортсменов.