Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Что же может вернуть к жизни отчаявшегося человека, который в определённый миг потерял смысл своего существования? Что же помогает нашей многострадальной земле выжить, спастись от пагубного влияния человеческой разрушительной деятельности и не ввести его (человечество) в предельную стадию саморазрушения-«ухода в бездну»? Что же спасает нас от крайностей (в лице войн), которые могут стать роковыми и «поглотить все целиком»? Конечно же это небесная сила, посланная на Землю, вселившаяся в нас и позволившее испытывать чувство, нареченное любовь. «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существовании человека».
Данный фрагмент тяготеет к мифу о Прометее, который, видя беспомощность человеческого рода и осознавая неизбежность их гибели, решается помочь им. Не взирая на запреты Зевса, он похищает с горы Олимп священный огонь и дарит его людям. За этот подвиг он понес тяжелые мучения, которые привели его к кончине. Но огонь выполнил своё предназначение, спас людей, зажёг в их сердцах силу и сблизил. Целью человечества является сохранение и поддержание этого огня, не дать ему погаснуть, так как вместе с ним угаснет наша жизнь.
Любовь обладает колоссальными качествами исцеления, соприкасаясь с «остывшей душой», согревает ее и полностью возрождает простых смертных. Пока человечество наделено «великим оружием» (имя его любовь) против скорбей и уныния, оно способно испытывать чувства неземных наслаждений, ощущать свою надобность и видеть смысл существования.
Это поистине великое феноменальное и парадоксальное чувство, не поддающееся научным объяснениям, подчас не подчиняющееся законам: ведь когда два любящих сердца соединяются, они образуют единое целое.
Любовь многогранна и многолика, неодинакова в своём проявлении, поэтому ее пытаются дифференцировать на разновидности. Если рассматривать позицию Аврелия Августина (христианского мыслителя), то он выделил три вида любви - любовь человека к Богу, любовь к ближнему, любовь Бога к человеку. Любовь человека к Богу сознательный и нелегкий путь, который проявляется в исполнении заповедей, одна из которых предусматривает любовь к ближнему и тем самым порождает вторую разновидность (любви). Христианин воспринимает жизнь, как испытание, посланное свыше и видит источник своего спасения путём духовной любви, в первую очередь к Всевышнему. «Истинная же духовная любовь не есть слабое подражание и предварение смерти, а торжество над смертью, не отделение бессмертного от смертного, вечного от временного, а превращение смертного в бессмертное, восприятие временного в вечное». Любовь Бога к человеку присутствует всегда (ведь Бог это своего рода вместилище любви, которой он одарил людей) данный вид не подвластен человеку в силу его ничтожности.
Главное остерегаться страшного порока в лице самолюбия, которое не входит не в одну из категорий любви вышеперечисленных. Это ложная любовь, которая сводит с пути истинного, заставляет превозносить себя, ставить выше других. Но чем сильнее пропитывают нас эгоистические чувства, тем больнее признать свою слабость, что в свою очередь может затмить стремление жизни. «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение»
Человек – эгоист признает только низшую степень любви, построенную на животных инстинктах, он выступает в качестве потребителя, не имея представлений о духовных ценностях. Хотя данное стремление к удовлетворению «похоти» может служить точкой опоры, от которой можно оттолкнуться, дойти до более высокого уровня, осознавая в этом необходимость. По мнению Платона именно эротические чувства – основа в пирамиде иерархии любовных стремлений.
Посредством любви мы обеспечиваем стремление к бессмертию, ведь это способ продолжения себя в лице потомства, что несомненно порождает родительскую любовь. «…рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. Ведь у животных, так же как и у людей, смертная природа стремится стать по возможности бессмертной»
На каждого из нас любовь оказывает разное влияние: глупцов порой наделяет мудростью, а мудрецы способны «терять голову» и совершать поступки, не свойственные их натуре. Чувства настолько переполняют их, что затмевают разум. Возможно мы попадаем в состояние влюбленности, принимая ее за истинную любовь, на первом этапе далеки от реальности, нам настолько хорошо, что забываем о насущных проблемах, но как только стоит этому чувству быстро угаснуть, так мы быстро опускаемся на землю (возможно даже падаем, больно ударяясь). Каждый из нас создает мысленно некий образ – свой идеал, который пытается найти. Как только находим пытаемся познать предмет своего внимания, стремимся постичь его сущность и определить соответствие своему образу и чем он ближе тем сильнее чувства к данному объекту, которые перерастают в любовь. Важно, чтобы чувства были взаимны. Ведь любовь преобразует нас, превращает в самых счастливых на земле и тем самым открывает путь к совершенству, создает условия для творческого процесса, позволяет ощутить свободу и увеличивает полноту восприятия ценностей. «Ибо хорошо известно, что любовь делает человека не слепым, а зрячим - способным видеть ценности». Даже если этого не происходит многие остаются благодарны судьбе, которая удостоила любовью, пусть даже безответной. «В любви любимый человек воспринимается по самой своей сути как единственное в своём роде и неповторимое существо».
Любовь - мощная волна, которая, которая сносит всё на своём пути, освобождая место для качественно новых преобразований человеческой натуры. При этом изменяется внутренний потенциал, который, несомненно, возрастает. Два любящих сердца объединяются их цель - совместное сосуществование, взаимодополнение друг друга и приобретение новый цели, построенной на пожертвовании собой во имя другого.
Любовь предполагает духовное единство, проникновение в глубокий внутренний мир уникальный и неповторимый. Внешние данные и человеческий расчет в преследовании личных желаний не имеют никакого значения, только гармония духовного мира свойственна истинной любви. «Тому, кто любит, уже недостаточно больше для возбуждения соответствующего физического или эмоционального состояния – его по-настоящему затрагивает только духовная близость партнера». Чтобы обрести счастье необходимо хранить целомудрие, стремиться увидеть ту глубину человеческой души, которая близка нашему внутреннему потенциалу, а не растрачивать себя в удовлетворении низких биологических инстинктов. Поэтому важно распознать вовремя ту любовь, которая принесет счастье, главное не ошибиться в выборе.
Список литературы:
1.Франкл, В. О смысле любви / В. Франкл // Человек в поисках смысла / Издательство « Прогресс ». – Москва, 1990. – С. 245 – 247.
2. «Рубенис, А. Сущность любви - тема философского размышления / Д. П. Горский // Философия любви / Издательство политической литературы. – Москва, 1990 – С. 167. 3. Семенова С. 3. Г. «Любовь – это стремление к бессмертию…» / Д. П. Горский // Философия любви / Издательство политической литературы. – Москва, 1990 – С. 167.
|