Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Важным аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям. Понятие «адаптация человека» выступает одним из фундаментальных понятий современной социальной экологии, отражая процесс связи человека с окружающей средой и ее изменениями. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды, а применительно к человеку – также сохранение высокого уровня работоспособности в конкретных, в том числе социальных условиях жизни.
В формировании индивидуальной адаптации организма участвуют различные физиологические механизмы: образуются условные рефлексы, охватывающие изменения в отдельных органах и системах, при этом создается новый динамический стереотип деятельности, соответствующий новым условиям среды; формируются определенные формы «вегетативной памяти», включающей как центральные изменения, так и изменения в тканях. Процесс адаптации к новым условиям сопровождается изменением обмена веществ, кислородного режима, при этом повышается устойчивость организма к гипоксии либо путем увеличения доставки кислорода к тканям, либо путем изменения метаболизма. В процессе адаптации большую роль играет эндокринная система, в частности надпочечники. Исходя из учения П.К. Анохина, адаптация обеспечивается преобладанием механизмов защиты (МЗ) над механизмами отклонения (МО), т.е. МЗ > МО. Иными словами, для поддержания нормального состояния организма защита всегда сильнее отклоняющих факторов внешней и внутренней среды. Такие отношения механизмов защиты и отклонения являются наследственно закрепленными. Если механизмы отклонения преобладают над механизмами защиты (МО>МЗ), наступает срыв адаптации.
Термин «адаптация человека» используется не только для обозначения процесса приспособления, но и также для осмысления свойства, приобретаемого человеком в результате этого процесса, - приспособленности к условиям существования. Л.В. Максимова (1994) считает, что в этом случае более уместно говорить об адаптированности. Это находит отражение в появлении таких уточняющих понятий, как деадаптация, реадаптация, характеризующих направленность процесса, и термина дезадаптация (расстройство приспособления организма к изменяющимся условиям существования), отражающего характер этого процесса.
Укрепление психофизического здоровья студентов вузов является одной из актуальных медико-социальных проблем, эффективное решение которой имеет определяющее значение в улучшении медицинской помощи населению. Многолетний опыт подтверждает, что важной задачей в этом направлении оказывается исследование структуры дезадаптации и ее профилактика у обучающихся в вузе, что и определило целевую установку данной работы. Методом прямого наблюдения и индивидуального собеседования у 92 студентов первых курсов вуза, была выявлена реакция дезадаптации на протяжении первых трех месяцев обучения. В результате проведенного исследования было установлено, что реакция дезадаптации у большинства обследованных студентов (87%) проявлялась уже на протяжении первого месяца обучения. По своей структуре она носила полиморфный характер и включала следующие компоненты: астенический (58,2%), обсессивный с выраженным чувством неуверенности в своих способностях продолжать обучение (30,1%), депрессивный (6,5%) и фобический (5,2%). На фоне возникшей реакции дезадаптации 81% учащихся не скрывали появившихся сомнений в правильности их профессиональной исходной ориентации.
Таким образом, дезадаптация приводила к резкому снижению исходной мотивации к обучению в вузе. Эффективность учебной деятельности во многом зависит от наличия у учащегося мотивации к данному виду деятельности. Обучение идет более успешно, если студент правильно оценил значение выбранной специальности, убедился в целесообразности и необходимости учения, сознательно и ответственно относится к усвоению изучаемого материала, если у него есть познавательный интерес и познавательная потребность. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что при обучении в вузе необходимо уделять большое внимание профилактике и коррекции дезадаптаций.