Московский государственный университет инженерной экологии
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Образование всегда помогало человеку приспособить окружающую среду для безопасности и удобного его существования. Сегодня осуществление такой цели предполагает обучение заботе об этой среде. Людей нужно учить не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей необходимо отдать.
Новый подход требует прежде всего развития экологического сознания, воспитания новой, «экологической» личности. Человек, осознавший себя частью Вселенной, ощутивший свою неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целесообразной деятельности в любой сфере антропогенной активности.
Необходимо понять и активно проводить в жизнь идею о том, что для решения экологических проблем надо обуздать потребление, изменить образ жизни человека, обратить его интересы в духовную область, в область искусства и обогащающего общения.
Вопросами развития окружающей среды занимается экология - наука, изучающая условия существования живых существ и взаимоотношения их со средой обитания. Основным предметом изучения в экологии является воздействие человека на природу. Современная экология следит не только за изменениями в биокосных системах Земли, но и вырабатывает рекомендации по управлению этими изменениями.
Экологизация современной науки, открывающая перспективы экологизация научно-технического прогресса в целом и превращения его в решающее направление улучшения природопользования, - это, разумеется, не какой-то безличный процесс. За ним стоит человек - движущая сила и цель использования научно-технического прогресса для оптимизация взаимодействия общества и природы.
По мере роста социальных проблем и выявления ошибочности и варварского характера существующих общественных систем, все больше людей начинают осознавать необходимость перемен и поиска альтернативы.
Социальные перемены должны быть осуществлены на трех уровнях: индивидуальном, национальном и глобальном.
Задача гуманитарных наук, в частности, филологических наук, включает экологическое образование, то есть - развитие «экологического сознания»;
-освоение «культуры безопасности»;
-воспитание «экологической личности».
Развитие «экологического сознания» включает в себя признание необходимости сохранения, дальнейшего совершенствования и соблюдения основного нравственного кодекса общественного поведения. Необходимо четко разграничить истинные добродетели и истинные пороки, то есть добро и зло.
Помимо экологизации кругозора, то есть получения знаний, отражающих взаимосвязь экологических отношений с экономикой, научно-техническим прогрессом, политикой, правом, необходимо формировать ответственность за природу.
Экологическое сознание представляет собой сложное системное образование. Но если попытаться выразить буквально одним словом специфику его высокого, зрелого уровня, то это — ответственность.
Ответственность - философско-социологическое понятие, отражающее исторически конкретный характер, во-первых, отношений между субъектами ответственности (в диапазоне от личности до общества) с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований и, во-вторых, их отношения к объективным потребностям общественного развития.
У индивида ответственность формируется как результат господствующих в обществе требований, норм, законов, с которыми человек должен соизмерять свои поступки. Когда эти требования, нормы, законы усваиваются человеком, превращаясь в личные убеждения, они становятся основой мотивации его ответственности поведения, то есть это поведение регулируется одновременно и обществом, и самой личностью -ее внутренним долгом, совестью, честью.
Экологическая ответственность сопряжена с осознанием необходимости экономии природных ресурсов, то есть с экономической ответственностью; с пониманием важности малоотходных и безотходных технологий, то есть с ответственностью за развитие и внедрение в производство науки и техники; с установкой на соблюдение природоохранного законодательства, то есть с правовой ответственностью.