Ивановская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2008 год, выпуск 2), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В современных условиях возрастающей антропогенной нагрузки, загрязнение среды превращается в глобальный фактор, влияющий на развитие природы и здоровье человека, поэтому особое внимание формированию экологического мышления у молодого поколения должно уделяться в медицинских вузах. Для этого недостаточно изучать лишь теоретические основы существования экосистем в рамках курса лекций. Необходимо привлекать студентов к освоению практических навыков экологических исследований и решению насущных для данного региона проблем.
В Ивановской государственной медицинской академии ежегодно на последней неделе весеннего семестра проводятся занятия в рамках цикла по выбору. На кафедре биологии с экологией традиционно тематика данных циклов посвящена экологическим проблемам. В мае 2008 года коллектив преподавателей нашей кафедры и студенты 1 курса провели комплексную оценку степени антропогенных воздействий на территорию парка им. В. Я. Степанова (г. Иваново) как места массового отдыха горожан. В задачи исследования входило выявление степени антропогенного воздействия на наземные экосистемы парка; разработка мер по улучшению экологического состояния данной территории; обучение студентов методике маршрутного учёта антропогенных воздействий, формирование навыков экологических исследований и основ природоохранного мировоззрения у студентов 1 курса ИвГМА как будущих врачей.
При анализе большого количества литературных источников, преподавателями кафедры разработаны методики определения экологического состояния наземных экосистем и перечень необходимого оборудования. Были составлены бланки маршрутного учёта антропогенных воздействий, бланки описания наземных экосистем, отдельно – бланки для описания состояния почв, а также организовано обеспечение оборудованием.
Изучение местности продолжалось в течение двух дней, в нем принимали участие более 80 студентов 1 курса. Перед исследованиями все студенты прошли инструктаж по технике безопасности при работе в природных экосистемах.
В первый день исследований мы использовали методику маршрутного учёта антропогенных воздействий и основных экологических условий местности, предложенную А.С. Боголюбовым (Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий на местность: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1998).
Для облегчения ведения учёта все объекты антропогенного воздействия были сгруппированы в три типа: «измеряемые» объекты – т.е. имеющие различные размеры, «неизмеряемые» объекты – т.е. имеющие стандартные параметры, «точечные» объекты, также имеющие стандартные размеры.
К категории измеряемых объектов относили:
а) антропогенные формы микрорельефа – ямы, рвы, промоины и овраги искусственного происхождения, насыпи, валы, бугры и т.д.
б) антропогенные нарушения почв и травянистой растительности – обширные участки повреждений от тяжёлой техники, дороги с твёрдым покрытием, свалки мусора, обширные вытоптанные площадки и т.д.
в) искусственные водоёмы и водотоки – пруды, заболоченные участки, водоотводы, мелиоративные канавы и т.д.
г) антропогенные нарушения древесной растительности – лесные просеки, вырубки, гари и т.д.
К категории неизмеряемых объектов:
а) антропогенные повреждения почв и травянистой растительности – одиночные колеи на лесных дорогах, пешеходные тропы;
б) линии электропередач, линии связи, трубопроводы;
в) встречи синантропных животных – серой вороны, грача, галки, скворца, чайки, бродячих кошек, собак, а также пересечения их следов.
К категории точечных объектов:
а) антропогенные повреждения почв и травянистой растительности – кострища (менее 1 м и более 1 м в диаметре);
б) антропогенные повреждения древесной растительности – суховершинные и сухостойные деревья, поваленные стволы, деревья с механическими повреждениями стволов (раны на стволе, следы обугливания);
в) единичные редкие растения;
г) муравейники – жилые и пустые (по отдельности).
Учёт локальных антропогенных воздействий проводился методом «случайного» маршрута, то есть движение производилось строго по прямой линии (без дорог) с использованием компаса в полосе стандартной, заранее выбранной ширины – 5 м. Учёт проводили восемь групп из 6 – 8 человек, которые двигались от центра парка по определённому маршруту в направлениях север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад. При проведении учёта все первичные данные заносились в полевые дневники. При этом производился целый комплекс работ.
1) Шагами подсчитывалось пройденное расстояние (перед началом учета ответственный за подсчет протяженности точно вымерял длину своего шага).
2) Регистрировались все «измеряемые» объекты. При этом с помощью рулетки или шагами измерялась их протяженность (в метрах) строго по линии маршрута.
3) Подсчитывались все «неизмеряемые» объекты, которые пересекали маршрут. Объекты, которые маршрутом непосредственно не пересекались, хотя и находились в непосредственной близости, в учёт не включались.
4) Производился учёт «точечных» объектов в полосе стандартной, заранее выбранной ширины (5 м). Объекты, находящиеся за пределами учётной полосы, в учёт не вносились.
5) Производился сбор мусора на учётной полосе с последующим его взвешиванием.
6) Для иллюстрации наиболее выраженных форм антропогенных воздействий делались фотографии.
По возвращению на базу первичные данные из полевых дневников суммировались по каждому объекту в отдельности. Для измеряемых объектов вычислялась суммарная протяжённость на маршруте и доля данного объекта на местности (в % от общей протяжённости маршрута). Для неизмеряемых объектов подсчитывали суммарное количество пересечений на единицу протяжённости маршрута (на 1 линейный км). Для точечных объектов – плотность данного объекта на единицу площади (на 1 га). Результаты заносились в сводные таблицы.
В течение второго дня исследований были произведены описания различных фитоценозов парка, с целью определить структуру сообщества и оценить его экологическое состояние.
В последующие дни в учебных аудиториях студенты обрабатывали данные полевых исследований. Они были поражены тем катастрофическим состоянием, в котором находится парк. Большинство ребят проявили заинтересованность в обсуждении полученных результатов, активно участвовали в разработке рекомендаций по улучшению экологического состояния парка им. В. Я. Степанова. Педагогический коллектив успешно справился с поставленными задачами и планирует в рамках будущих элективов обследование других парков города.
Результаты исследования студенты оформили в научную работу, в которой дали характеристику объекта исследования, описали использованные методики, привели полученные результаты и практические рекомендации по улучшению состояния парка. В настоящее время эта студенческая работа участвует в городском конкурсе научно-исследовательских проектов по теме «Сохранение экосистем г. Иваново».
Предложенные формы и методы экологического мониторинга повышают информированность студентов о проблемах окружающей среды, привлекают внимание молодежи к решению экологических проблем города, формируют бережное отношение к окружающей природной среде.