*Комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии Государственной Думы Астраханской области; **Комитет по промышленной политике, предпринимательству, туризму и торговле Астраханской области;
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Астраханская область расположена в уникальном месте – на границе реки Волги и Каспийского моря и обладает бесценным природным даром – водой. Управление, рациональное использование и охрана водных ресурсов требует серьезных научных исследований и большого числа высококвалифицированных специалистов.
В последние десятилетия в бассейне р. Волги и Каспийского моря происходят существенные изменения гидрологического режима, что уже привело к ухудшению социально-экономической, водохозяйственной и экологической обстановки, выразившееся в частности, в значительном повышении зимнего притока вод в низовья Волги сокращению объема весеннего половодья и его продолжительности. Это приводит к деградации природных комплексов низовий Волги. В результате нерационального управления водными ресурсами, только рыбное хозяйство Волго-Каспия за 50 лет регулирования стока потеряло в уловах более 2 миллионов тонн ценных промысловых видов рыб, заросли и обмелели каналы-рыбоходы, обмелели многочисленные мелкие и средние водотоки Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги, в стадии деградации находится уникальный район Западных подстепных ильменей, обмелели и потеряли естественную проточность астраханские внутригородские водотоки и т.д.
Столь негативные последствия регулирования волжского стока требуют кардинальных изменений всей системы управления водными ресурсами бассейна, которая должна быть основана на современной нормативно-правовой базе, информационном и научном обеспечении. Поэтому важнейшей задачей является разработка схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов и новых правил использования водных ресурсов Волжско-Камского каскада, особенно низовьев и дельты, с целью сохранения уникальных биоресурсов и природных комплексов низовий Волги. Это созвучно задаче поставленной президентом Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской федерации 31 августа 2007 года в г. Астрахани.
Свою обеспокоенность положением дел в данной области выразили ученые и специалисты научных учреждений Российской академии наук, государственного комитета по рыболовству (ФГУП «КаспНИРХ»), региональных представителей Росгидромета, проектных организаций, высших учебных заведений, а также представители органов государственной власти Астраханской области на состоявшейся 3-5 октября 2007 года в г. Астрахани научно-практической конференции «Водные ресурсы Волги: настоящее и будущее, проблемы управления».
Учитывая, что регулирующие возможности водохранилищ ограничиваются естественными колебаниями водности, для решения проблемы водообеспечения рыбного и сельского хозяйств, наряду с оптимизацией попусков воды необходимо проведение комплексных гидромелиоративных мероприятий в дельте Волги и Волго-Ахтубинской пойме.
Волго-Ахтубинская пойма – естественный участок волжской речной долины, начинается за плотиной Волжской гидроэлектростанции. Это уникальное природное образование между основным руслом Волги и ее рукавом Ахтубой, простирающееся на 450 км от Волгограда до Астрахани. Уникальная ценность поймы — водно-болотные угодья и ключевые орнитологические территории международного значения, ее северное изголовье, средняя часть и низовье вместе с дельтой представляют собой единую экосистему.
Региональная политика - политика государства по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, нацеленная на учет специфики и интересов ее конкретных регионов. С 70-х годов прошедшего столетия региональная политика приобрела ярко выраженную экологическую направленность. Мощным фактором, определяющим в настоящее время стратегические тенденции в подходах к региональной политике, являются идеи экологически устойчивого развития. В обобщенной форме она получила свое известное выражение в итоговом документе Конференции ООН, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992г. - «Повестка на XXI век».
Один из крупнейших российских экологов Н.Ф. Реймерс более десяти лет тому назад выделял две области в сфере экологической политики:
1) глобальную – проведение международно-правовых, политических и внешнеэкономических акций с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, а также запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределения между странами;
2) государственную – социально-экономическую, построенную на понимании выигрышей и недостатков, связанных с экологическим состоянием территории, акватории и воздушного пространства страны и имеющихся в их пределах природных ресурсов. В наше время формируются еще две сферы или уровня экополитики – территориальная (в т.ч. муниципальная) и локальная.
Включение концепции устойчивого развития в планы регионального развития осуществляют сейчас правительства многих стран. Устойчивое развитие в стране возможно, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Цели и принципы региональной стратегии устойчивого развития должны соответствовать федеральным, но в тоже время максимально полно учитывать особенности конкретных территорий.
В 2006г. на заседании правительства России была одобрена стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года. В рамках этого документа определены девять ключевых направлений, главными среди которых являются: стимулирование добычи нефти и газа, развитие судостроения и транспортной инфраструктуры, модернизация агрокомплекса и рыбной промышленности, формирование туристского кластера и достижение устойчивости экосистем.
Активизация хозяйственной деятельности (в частности нефтегазовой отрасли) со смещением её на территории, ранее подвергавшиеся значительно меньшим экологическим нагрузкам, представляет собой объективный социально-экономический процесс. Формирование на современном этапе эффективной региональной системы охраны природы и рационального природопользования должно обеспечить сохранение природных территорий в условиях развития данного процесса.
В качестве современной региональной стратегии охраны природы Астраханской области, способной лечь в основу региональной политики, в данной работе предлагается разработанный в последние годы подход, основанный на экологическом каркасе территории. Основная цель современной региональной стратегии - создание экологического каркаса, который представляет совокупность ее экосистем с индивидуальным режимом природопользования для каждого участка, образующих пространственно организованную инфраструктуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращая потерю или уменьшение биоразнообразия и деградацию ландшафта. Задача проектирования земель экологического каркаса в масштабе области состоит в определении ведущей экологической функции различных его участков, разработке предложений по установлению соответствующих режимов и определению приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий.
Для этого необходимо:
проведение эколого-хозяйственной оценки территории с целью выработки рекомендаций для рационального размещения основных видов хозяйственной деятельности и установления режима природопользования на конкретных территориях;
анализ существующей сети особо-охраняемых природных территорий (ООПТ);
поиск и создание новых особо охраняемых природных территорий;
оценка состояние лесов и защитных насаждений;
определение приоритетов в развитии системы лесов природоохранного назначения;
стимулирование альтернативных видов природопользования, для успешного осуществления которых, необходимо сохранение природных сообществ;
экологизация традиционного природопользования.
При разработке стратегии, исходя из оптимизации ландшафтно-экологических систем, сформулированы три основных направления развития территории - сохранение, использование и улучшение.
Первое направление - сохранение (преимущественно сохранение современного состоя¬ния / использования) включает следующие мероприятия:
экстенсивное развитие с локальным сохранением и оздоровлением нарушенных ланд¬шафтов (на основной части территории экстенсивное использование развивается и под¬держивается, на отдельных участках устанавливается режим сохранения или проводятся мероприятия по улучшению состояния ландшафтов);
сохранение современного состояния с отказом от отдельных видов использования (хозяйственная деятельность не допускается - это охраняемые участки территории, конт¬ролируемые природоохранными службами, где возможна только познавательно-рекреационная деятельность либо полное заповедание);
сохранение существующего экстенсивного использования (сохраняются существующие виды экстенсивного использования, территория контролируется природоохранными службами, допускаются: охота, сбор дикорастущих растений, малочисленные потоки рекреантов);
полная консервация или отказ от использования.
Второе направление - развитие (преимущественно развитие существующего и планируе¬мого использования) - направлено на развитие территории (экстенсивное или интенсивное с определенной регламентацией) и включает:
регламентированное экстенсивное развитие;
экстенсивное развитие (экстенсивная сельскохозяйственная де¬ятельность развивается и поддерживается, зона служит первоочередным резервом разви¬тия территории);
регламентированное интенсивное развитие (развивается и поощряется интенсивное рекреационное использование под контролем природоохранных служб);
сохранение интенсивного использования земель.
Третье направление - улучшение (преимущественно улучшение / санация) – предусматривает:
улучшение с последующим переводом в категорию регламентированного интенсив¬ного развития (территории с нарушенными природными функциями, имеющие высокую эстетическую ценность и средний средозащитный потенциал, первоочередной резерв зоны развития рекреационной и сельскохозяйственной деятельности, их использование не допускается на этапе восстановления, после улучшения эта территория присоединяется к зоне регламентированного интенсивного использования):
улучшение с последующим переводом в категорию экстенсивного развития (ландшаф¬ты обладают средним и высоким средозащитным потенциалом, включая возможность вос¬становления естественным путем, что делает их резервом расширения зоны развития, использование не допускается на этапе восстановления, после улучшения эта территория присоединяется к зоне экстенсивного развития);
улучшение с последующим переводом в категорию регламентированного экстенсивного использования (высокочувствительные нарушенные ландшафты с нарушенными природными функциями и низким средозащитным потенциалом, резерв усиления защиты средоформирующего ядра территории за счет расширения буферной зоны, использование не допускается на этапе восстановления, после улучшения эта территория присоединяется к зоне регламентированного экстенсивного использования);
коренное улучшение (восстановление).
В рамках исполнения одного из направлений стратегии социально-экономического развития Астраханской области, в 2006г. началась реализация природоохранного проекта «Сохранение разнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги». Долгосрочная цель проекта - обеспечение сохранения и устойчивое использование биоразнообразия региона. Проект предусматривает 5 основных результатов, 2 из которых, это укрепление системы ООПТ и развитие альтернативных вариантов хозяйствования.
Таким образом, комплексная реализация современной региональной стратегии охраны природы Астраханской области позволит обеспечить природную составляющую (каркас) экологической стабильности, гарантировать конституционные права каждого человека на благоприятную окружающую среду, долгосрочное, стабильное природопользование и благоприятное социально-экономическое развитие области. Логическим продолжением стратегии социально-экономического развития Астраханской области является работа над проектом Федеральный закона «Об охране, экологически безопасном и рациональном использовании Волго-Ахтубинской поймы, дельты реки Волги, акватории Северного Каспия и прилегающих к ним территорий».
|