МОРФОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ К ВЫБРОСАМ АВТОТРАНСПОРТА Г. КЕМЕРОВО
Автор Неверова О.А., Колмогорова Е.Ю
14.07.2009 г.
Институт экологии человека СО РАН
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Город Кемерово является крупным промышленным центром с высокой концентрацией производств химической промышленности и предприятий электроэнер-гетики. Кроме того, количественный рост автопарка при недостаточно развитых транспортных связях между районами города, значительная доля транзитного движения, низкая пропускная способность и недостаточное инженерное обеспечение магистральных улиц, неудовлетворительное техническое состояние автопар-ка дают существенную дополнительную нагрузку на атмосферу города. По данным санэпиднадзора в составе валовых выбросов вредных веществ в атмосферу г. Кемерово на долю автотранспорта приходится более 50 %.
В связи с вышесказанным целью представленных исследований являлось оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово с использованием морфометрических критериев.
Исследования проведены в летний период 2005 г. Для выбора места исследований проведено математическое моделирование полей приземных концентраций, полученных при расчете от выбросов транспортных потоков. При этом учитывали загрязняющие вещества (группы загрязняющих веществ), у которых уровни выбросов в 6 раз превышали нормативы - это свинец, азота диоксид, углерода оксид, бенз(а)пирен, формальдегид, бензин, группа суммации (свинец и его неорга-нические соединения + ангидрид сернистый), группа суммации (азота диоксид + ангидрид сернистый). В расчетах учитывали 135 прямолинейных участков дорог и 59 перекрестков. Проведенное моделирование позволило выявить на территории города очаги, максимально загрязненные транспортными выбросами. Они сформировались на 4 перекрестках города: пр. Кузнецкий – ул. Сибиряков-Гвардейцев, пр. Кузнецкий – ул. Красноармейская, пр. Химиков – ул. Тухачевского, пр. Октябрьский – ул. Терешковой.
Объектами исследований служили древесные растения, произрастающие в непосредственной близости от локальных очагов загрязнения – Betula pendula Roth., Sorbus sibirica Hedl., Populus balsamifera L., Swida alba (L.) Opiz, Syringa vulgaris L., Larix sibirica Ledeb. В качестве контрольных служили деревья, произрастаю-щие в внутриквартальных посадках Ленинского района города, который характеризуется самым низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В качестве критерия состояния древесных растений использовались морфометрические характеристики листьев (хвои) и побегов.
Исследованиями установлено, что у деревьев, произрастающих в зоне локальных очагов загрязнения транспортными выбросами, отмечается достоверное сни-жение морфометрических показателей листьев (хвои) и годичных побегов по сравнению с контролем (табл. 1).
Таблица 1
Некоторые морфометрические характеристики древесных и
кустарниковых растений, произрастающих в зоне воздействия локальных очагов
загрязнения выбросами автотранспорта.
Виды
Прирост годич. побега, см
Число листьев годич. побега, шт.
Масса листьев годич. побега, г.΄
Сухая масса листьев годич. побега, г΄
Площадь листьев годич. побега, см3΄΄
Контроль
Дерен
19,1±0,02
12,3±0,02
19,7±0,13
19,2±0,04
62,3±0,09
Лиственница
19,8±0,04
-
17,1±0,07
15,1±0,07
3,7±0,04
Сирень
27,3±0,01
15,5±0.07
21,7±0,09
21,1±0,02
52,4±0,03
Рябина
30,2±0,08
10,2±0.05
19,4±0,07
18,9±0,01
65,4±0,06
Тополь
24,3±0,06
11,3±0,11
13,56±0,05
13,06±0,08
59,9±0,04
Береза
18,4±0,02
8,4±0,03
5,88±0,08
5,38±0,07
41,5±0,02
Пр. Октябрьский – ул. Терешковой
Береза
14,1±0,02*
6,2±0,01*
1,24±0,06*
0,59±0,03*
22,8±0,05*
Рябина
19,3±0,18*
4,8±0,18*
8,16±0,08*
7,66±0,06*
28,7±0,12*
Пр. Химиков – ул. Тухачевского
Береза
12,9±0,03*
5,5±0,04*
0,75±0,07*
0,25±0,05*
20,4±0,09*
Тополь
16,2±0,01*
10,1±0,01*
8,08±0,12*
7,58±0,04*
34,8±0,06*
Продолжение таблицы 1
пр. Кузнецкий - ул. Сибиряков-Гвардейцев
Тополь
18,0±0,05*
9,4±0,07*
10,34±0,08*
9,84±0,12*
39,1±0,06*
Рябина
18,4±0,04*
6,3±0,32*
8,82±0,09*
8,32±0,04*
29,3±0,07*
Пр. Кузнецкий – ул. Красноармейская
Дерен
16,5±0,08*
11,1±0,01*
4,44±0,06*
3,94±0,03*
29,4±0,02*
Лиственница
16,3±0,05*
-
12,5±0,07*
10,9±0,12*
1,8±0,05*
Сирень
15,2±0,07*
5,8±0,06*
6,8±0,04*
6,3±0,05*
20,4±0,09*
_________________
Примечание: ΄ - для лиственницы масса 50
хвоинок;΄΄ - для лиственницы длина хвоинки,
* - отмечены достоверные отличия от контроля.
У лиственных пород в зоне действия выбросов автотранспорта уменьшается количество листьев на годичном побеге, их площадь, сырая и сухая масса. Наибо-лее выражены эти изменения у сирени. Так, у сирени по сравнению с контрольным вариантом годичный прирост побегов падает на 44 %, число листьев на годич-ном побеге ниже на 63 %, площадь листьев – на 53 %.
Как показывают результаты исследований, более устойчивыми видами к выбросам автотранспорта являются лиственница и тополь. Так, у тополя отмечается снижение прироста годичных побегов и площади листьев на нем на 26-33 % и 35-42 % соответственно, у лиственницы прирост годичных побегов падает на 18 %, снижаются показатели сырой и сухой массы 50 хвоинок на 27 %, длины хвоинок - на 48 %.
Таким образом, в очагах локального действия выбросов автотранспорта древесные растения проявляют неодинаковую устойчивость, которая выражается в раз-личной степени снижения показателей жизненного состояния. Оценивая степень устойчивости древесных насаждений к выбросам автотранспорта по морфомет-рическим показателям исследуемые деревья можно расположить в следующий ряд: лиственница сибирская > тополь бальзамический > дерен белый > береза повислая > рябина сибирская > сирень обыкновенная.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99