Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

МОРФОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ К ВЫБРОСАМ АВТОТРАНСПОРТА Г. КЕМЕРОВО

Печать E-mail
Автор Неверова О.А., Колмогорова Е.Ю   
14.07.2009 г.
Институт экологии человека СО РАН

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Город Кемерово является крупным промышленным центром с высокой концентрацией производств химической промышленности и предприятий электроэнер-гетики. Кроме того, количественный рост автопарка при недостаточно развитых транспортных связях между районами города, значительная доля транзитного движения, низкая пропускная способность и недостаточное инженерное обеспечение магистральных улиц, неудовлетворительное техническое состояние автопар-ка дают существенную дополнительную нагрузку на атмосферу города. По данным санэпиднадзора в составе валовых выбросов вредных веществ в атмосферу г. Кемерово на долю автотранспорта приходится более 50 %.
В связи с вышесказанным целью представленных исследований являлось оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово с использованием морфометрических критериев.
Исследования проведены в летний период 2005 г. Для выбора места исследований проведено математическое моделирование полей приземных концентраций, полученных при расчете от выбросов транспортных потоков. При этом учитывали загрязняющие вещества (группы загрязняющих веществ), у которых уровни выбросов в 6 раз превышали нормативы - это свинец, азота диоксид, углерода оксид, бенз(а)пирен, формальдегид, бензин, группа суммации (свинец и его неорга-нические соединения + ангидрид сернистый), группа суммации (азота диоксид + ангидрид сернистый). В расчетах учитывали 135 прямолинейных участков дорог и 59 перекрестков. Проведенное моделирование позволило выявить на территории города очаги, максимально загрязненные транспортными выбросами. Они сформировались на 4 перекрестках города: пр. Кузнецкий – ул. Сибиряков-Гвардейцев, пр. Кузнецкий – ул. Красноармейская, пр. Химиков – ул. Тухачевского, пр. Октябрьский – ул. Терешковой.
Объектами исследований служили древесные растения, произрастающие в непосредственной близости от локальных очагов загрязнения – Betula pendula Roth., Sorbus sibirica Hedl., Populus balsamifera L., Swida alba (L.) Opiz, Syringa vulgaris L., Larix sibirica Ledeb. В качестве контрольных служили деревья, произрастаю-щие в внутриквартальных посадках Ленинского района города, который характеризуется самым низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В качестве критерия состояния древесных растений использовались морфометрические характеристики листьев (хвои) и побегов.
Исследованиями установлено, что у деревьев, произрастающих в зоне локальных очагов загрязнения транспортными выбросами, отмечается достоверное сни-жение морфометрических показателей листьев (хвои) и годичных побегов по сравнению с контролем (табл. 1).

 

Таблица 1

Некоторые морфометрические характеристики древесных и кустарниковых растений, произрастающих в зоне воздействия локальных очагов загрязнения выбросами автотранспорта.

 

 

Виды

Прирост годич. побега, см

Число листьев годич. побега, шт.

Масса листьев годич. побега, г.΄

Сухая масса листьев годич. побега, г΄

Площадь листьев годич. побега, см3΄΄

Контроль

Дерен

19,1±0,02

12,3±0,02

19,7±0,13

19,2±0,04

62,3±0,09

Лиственница

19,8±0,04

-

17,1±0,07

15,1±0,07

3,7±0,04

Сирень

27,3±0,01

15,5±0.07

21,7±0,09

21,1±0,02

52,4±0,03

Рябина

30,2±0,08

10,2±0.05

19,4±0,07

18,9±0,01

65,4±0,06

Тополь

24,3±0,06

11,3±0,11

13,56±0,05

13,06±0,08

59,9±0,04

Береза

18,4±0,02

8,4±0,03

5,88±0,08

5,38±0,07

41,5±0,02

Пр. Октябрьский – ул. Терешковой

Береза

14,1±0,02*

6,2±0,01*

1,24±0,06*

0,59±0,03*

22,8±0,05*

Рябина

19,3±0,18*

4,8±0,18*

8,16±0,08*

7,66±0,06*

28,7±0,12*

Пр. Химиков – ул. Тухачевского

Береза

12,9±0,03*

5,5±0,04*

0,75±0,07*

0,25±0,05*

20,4±0,09*

Тополь

16,2±0,01*

10,1±0,01*

8,08±0,12*

7,58±0,04*

34,8±0,06*

Продолжение таблицы 1

пр. Кузнецкий - ул. Сибиряков-Гвардейцев

Тополь

18,0±0,05*

9,4±0,07*

10,34±0,08*

9,84±0,12*

39,1±0,06*

Рябина

18,4±0,04*

6,3±0,32*

8,82±0,09*

8,32±0,04*

29,3±0,07*

Пр. Кузнецкий – ул. Красноармейская

Дерен

16,5±0,08*

11,1±0,01*

4,44±0,06*

3,94±0,03*

29,4±0,02*

Лиственница

16,3±0,05*

-

12,5±0,07*

10,9±0,12*

1,8±0,05*

Сирень

15,2±0,07*

5,8±0,06*

6,8±0,04*

6,3±0,05*

20,4±0,09*

             

_________________

Примечание: ΄ - для лиственницы масса 50 хвоинок;  ΄΄ - для лиственницы длина хвоинки, * - отмечены достоверные отличия от контроля.



У лиственных пород в зоне действия выбросов автотранспорта уменьшается количество листьев на годичном побеге, их площадь, сырая и сухая масса. Наибо-лее выражены эти изменения у сирени. Так, у сирени по сравнению с контрольным вариантом годичный прирост побегов падает на 44 %, число листьев на годич-ном побеге ниже на 63 %, площадь листьев – на 53 %. 
Как показывают результаты исследований, более устойчивыми видами к выбросам автотранспорта являются лиственница и тополь. Так, у тополя отмечается снижение прироста годичных побегов и площади листьев на нем на 26-33 % и 35-42 % соответственно,  у лиственницы прирост годичных побегов падает на 18 %, снижаются показатели сырой и сухой массы 50 хвоинок на 27 %, длины хвоинок - на 48 %.
Таким образом, в очагах локального действия выбросов автотранспорта древесные растения проявляют неодинаковую устойчивость, которая выражается в раз-личной степени снижения показателей жизненного состояния. Оценивая степень устойчивости древесных насаждений к выбросам автотранспорта  по морфомет-рическим показателям исследуемые деревья можно расположить в следующий ряд: лиственница сибирская >  тополь бальзамический > дерен белый >  береза повислая >   рябина сибирская >   сирень обыкновенная.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99