Омский государственный педагогический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (6 мб)
Обилие источников информации разных по жанру и содержанию, обращенных к глобальным проблемам современности, бесспорно, свидетельствует о повышенном внимании к экологической дисциплине.
Термин «экология» стал модным и привлекает все больше поклонников, а это порой сказывается на неверном его толковании и использовании в неуместных словосочетаниях. Большинство ученых выделяют экологию в самостоятельную дисциплину (Одум, 1963; Шварц, 1975; Чернова, Былова, 1988 и др.). По их мнению, появление новой науки экологии оправдано, ввиду открытия нового объекта исследования: взаимодействия биосистем с окружающей средой. Однако такая точка зрения не единственная, существует не мало сторонников, которые являются приверженцами иных подходов на предмет экологии (Наумов,1954; Иоганзен, 1959; Гиляров, 1977; Шилов, 1988; Радкевич, 1998 и др.). Выделяя же экологию в самостоятельную науку, мы тем самым ограничиваем круг ее исследований, который способствует концентрации внимания на конкретных вопросах, являющихся базовыми при изучении природоохранных и природопользовательских проблем, от решения которых зависит благосостояние Человечества и Биосферы в целом. Для решения подобного противоречия в пользу новой науки необходима система теоретических знаний, нацеленная на соответствующие доказательства. Этим направлением может быть курс: «Теоретическая экология». Для построения, которого требуются концептуальные положения, доказывающие принадлежность экологии к самостоятельной комплексной науки современности, с собственным понятийным аппаратом. Лежащая в основе этой науки идея коэволюции, изначально применимая к системе «общество-природа», не потеряла своей актуальности и при рассмотрении основных разделов экологии: аутэкологии, демэкологии, синэкологии, глобальной экологии. Напротив, она выступает в роли своеобразного стержня, вокруг которого систематизируются отдельные элементы содержания основ экологии. Именно коэволюционная идеи позволяет вскрыть сущность функционального аспект взаимодействия биосистем (организменного и надорганизменных уровней) с окружающей средой.
Отчетливо вышесказанное отражается в содержании определяемых ведущих понятий экологической науки, таких как: «популяция», «сообщество». Это подчеркивает экологический аспект, который отличает определения этих же понятий от аналогичных в биологической науке. Особого внимания в систематизированном курсе заслуживают вопросы, которые к настоящему времени все еще не имеют единого общепринятого толкования, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на процесс познания реалий окружающего Мира. Как известно разнобой в употреблении терминов способствует разрыву научных коммуникаций и, в конечном счете, тормозит развитие науки. Это в первую очередь касается таких категорий как: «биогеоценоз» и «экосистема» (их соотнесение), типология биотических отношений и пр. При формировании первых двух понятий целесообразно рассмотреть имеющие на сегодняшний день точки зрения (две позиции) – согласно одной из них Выше заявленные категории синонимы, а с другой – соподчиненные понятия. Любое из предложенных суждений является правомерной. Здесь важно выяснить причину независимого появления понятий для обозначения идентичных объектов окружающего Мира. Типология же биотических отношений в настоящее время утратила свое изначальное значения, описанное в трудах американского ученого Беркхольдера. Которым были применены условные символы («+», «-» , «0») для обозначения динамики численности особей в контактирующих популяциях разных видов. Однако вышеописанная закономерность является необходимой составляющей знания, которое способствует проведению практических биомониторинговых исследований. Систематизация экологических знаний не ограничивается только категориями, отражающих естественные процессы и явления. В последнее время все большей актуальностью является изучение социальные процессов в системе «человечество - окружающий Мир». Содержание курса экология (в частности отдельных разделов: социальная экология, экология человека, и пр.) углубляется за счет привлечения материалов гуманитарных дисциплин, позволяющих раскрыть сущность и закономерности социальных явлений и их влияние на человечество, и окружающую среду.
Все вышеприведенные нюансы свидетельствуют в пользу необходимости методологической позиции, освещающей основные проблемы экологической науки, которые можно рассмотреть в рамках учебного курса: «Теоретическая экология».
|