Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Авиационный транспорт в настоящее время является одним из основных и самых безопасных средств, участвующих в транспортных процессах мира. В последнее годы гражданская авиация бурно развивается, то есть появляются более мощные двигатели и более совершенные планеры, также совершенствуется оборудование, как бортовое, так и наземное.
Наряду с проблемами поддержания летной годности и экономичностью эксплуатации, одной из основных проблем эксплуатации гражданских воздушных судов, является обеспечение их экологических характеристик в соответствии с установленными национальными и международными требованиями и обеспечение требований безопасности летного и технического персонала в рамках обеспечения безопасности полетов.
Акустическое воздействие является одним из основных неблагоприятных факторов, влияющих на обслуживающий персонал и население, проживающее в окрестностях аэропортов.
Авиационные шумы отно¬сят¬ся к категории аэродинамических – одной из самых значительных по уровню звука. Они являются результатом обтекания потоком газа раз¬личных тел. Причина аэродинамических шумов:
• вихревые процессы, возникающие в потоке при обтекании тел и выпуске свободной струи газа;
• пульсации рабочей среды, вызываемые вращением лопастных колес вентиляторов, турбин;
• колебания, связанные с неоднородностью и пульсациями потока;
Неблагоприятное воздействие авиационного шума на людей, создаваемого на местности (дальнее акустическое поле), в кабине и на аэродроме (ближнее акустическое поле), существенным образом зависит от назначения воздушного судна, конструктивных решений, численности и особенностей эксплуатации.
Шум, создаваемый современными воздушными судами, складывается из шума его силовой установки (основной и вспомогательной) и аэродинамического шума обтекания планера. Определяющим обычно (как в полете, так и на земле) является шум силовой установки, однако на отдельных этапах полета, например, при снижении на посадку реактивных самолетов тяжелой весовой категории, когда двигатель работает на сравнительно низких режимах, аэродинамический шум становится особенно значительным.
Современный парк ВС состоит из многочисленной категории самолетов, оборудованных реактивными двигателями. Основные источники шума таких двигателей представлены на рисунке. У разных реактивных двигателей значимость каждого из указанных источников различна.
Наибольший вклад в общий уровень шума реактивных двигателей вносят реактивная струя и вентилятор. Для двигателей класса ТРД или ТРДД и низкой степенью двухконтурности, а также СТС первого поколения определяющим является шум реактивной струи. Для ТРДД с высокой степенью двухконтурности определяющим является шум вентилятора и системы выхлопа внутреннего контура. Соотношение вклада в о6щий шум отдельных источников зависит от степени двухконтурности ТРДД и режима его работы.
В связи с научным интересом к требованиям по авиационному шуму, данная проблема отражена в документах ИКАО. В результате обострения этой проблемы в последние годы резко сократились полеты отечественных авиалайнеров за границу. Поэтому вопрос о снижении авиационного шума стал актуальной научно – практической задачей. При длительном воздействии наблюдается изменение характеристик функциональных систем человека:
• развитие шумовой болезни
• снижение общей сопротивляемости организме к внешним воздействиям
• негативное влияние на память и мышление
• раздражительность и неустойчивое эмоциональное состояние
• развитие инфекционных заболеваний
• частые головные боли
Использованная литература
1. Авиационная акустика. Шум на местности дозвуковых пассажирских самолетов (часть 1). Под ред. А.Г. Мунина. -М.: Машиностроение, 1986, 248 с.
2. Квитка В.Е. и др. Нормирование и снижение шума самолетов и вертолетов. –Киев: Вища школа, 1980, 208 с.
3. Квитка В.Е. и др. Гражданская авиация и охрана окружающей среды. – Киев: Вища школа, 1984, 136 с.
4. Защита окружающей среды при авиатранспортных процессах. Под ред. В.Г. Ененкова, 2 изд.-М.: Транспорт, 1986, 198 с.
|