Балашовский филиал Саратовского государственного университета
Пензенский государственный университет*
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Назревший в последние годы глобальный экологический кризис во многом способствовал созданию системы непрерывного экологического образования и воспитания, целью которой является формирование экологического мышления, дающего возможность объективно оценивать свое воздействие на природу и прогнозировать отдаленные последствия этого воздействия.
Известно, что экологическое образование является высокоэффективным и экономически выгодным способом предотвращения глобальной экологической катастрофы.
Экологическое образование должно быть непрерывным и начинаться с раннего детства, в семье, продолжаться в детских дошкольных учреждениях, а затем в школах, средних и высших специальных учебных заведениях.
Созданная и действующая сегодня в Российской Федерации система экологического образования должна иметь комплексный, непрерывный, интегрированный и междисциплинарный характер. Эта система должна предусматривать дифференциацию образования в зависимости от профессиональной ориентации каждой конкретной личности. В некоторых регионах страны созданы специальные центры по экологическому образованию населения, введена экологическая составляющая содержания профессионального образования.
Непрерывное экологическое образование в нашей стране должно представлять собой единую цепочку, включающую следующие звенья: красочно оформленные экологические альбомы и открытки, позитивные примеры отношения к природе родителей и учителей, документальные и художественные фильмы о природе, учебная дисциплина «Экология» в школе и средних специальных учебных заведениях, школьное общество защиты природы «Зеленый патруль», студенческие научные экологические конференции, учебная дисциплина «Экология» в ВУЗах.
Анализ результатов многолетних (1995 – 2005 гг.) экологических опросов выпускников средних школ Саратовской и Пензенской областей показывает, что экологическое образование в регионах носит поверхностный характер. В частности, большинство выпускников школ (86 %) негативное антропогенное воздействие связывает исключительно с загрязнением окружающей среды вредными промышленными выбросами. В то же время, остается за пределами сознания учащейся молодежи глобальный ущерб экосистемам, связанный с изменениями условий жизни на планете. В качестве основных приемов борьбы с загрязнением окружающей среды предлагается строительство очистных сооружений. В то же время не предлагается разработка экологически чистых технологий с замкнутым циклом производства.
Анализ организации экологического образования в названных регионах, свидетельствует о том, что этот процесс не всегда носит системный характер, а зачастую не отвечает требованиям, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и Федеральном законе «О государственной политике в области экологического образования», где в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания.
До сих пор экология, как отдельная дисциплина, не является обязательной для всех вузовских специальностей. Причем, чаще всего она изучается на младших курсах, в то время, когда студенты еще не ознакомлены с основами естественных дисциплин (химии, физики, биологии и других), с которыми она тесно связана и на которых базируется.
Проблемы, назревшие в системе экологического образования, можно успешно решать путем введения экологии в учебные планы средних общеобразовательных школ в качестве обязательной дисциплины. Необходимо также существенное увеличение объема изучения экологии в ВУЗах с обязательным введением в учебные планы лабораторных и практических занятий, а также переносом этой дисциплины на старшие курсы, что существенно облегчит процесс ее изучения.
|