Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ( г. Архангельск)
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Курс «Техногенные системы и экологический риск» занимает особое место в подготовке экологов (специальность 013100). Во-первых, в нем должны интегрироваться географические, химические, биологические и даже экономические знания, полученные студентами в ходе изучения узких дисциплин; во-вторых, квалифицированная оценка экологического риска требует от эколога хотя бы минимальных инженерных знаний, которые может дать только этот курс. Сложность заключается в том, что техногенные системы многообразны, так что невозможно дать студентам исчерпывающую информацию «на все случаи жизни». Следовательно, если мы хотим получить максимальную отдачу от изучения данной дисциплины, задачу преподавателя следует сформулировать так: на конкретных примерах выработать у студентов методологически верный подход к оценке влияния любого техногенного (и шире – антропогенного) объекта на окружающую среду.
Нам представляется, что такими примерами должны стать в первую очередь техногенные системы, характерные для региона, в котором находится вуз. Дело не только и не столько в том, что большинство студентов, скорее всего, получит работу в том же регионе. Важнее то, что проблемы охраны окружающей среды в конкретной области, в конкретном населенном пункте широко обсуждаются не только специалистами. Практически у каждого жителя есть свое мнение – пусть и не всегда обоснованное – по этому вопросу. Студенты в этом плане не составляют исключения. Следовательно, легче вовлечь их в активную познавательную деятельность.
Исходя из этих соображений, мы ввели в курс «Техногенные системы и экологический риск» довольно большой региональный блок – 8 лекций и 8 практических занятий. В лекциях дается представление о наиболее важных производствах Архангельской области: целлюлозно-бумажном, гидролизном, лесохимических. Студенты получают представление о том, какие технологические процессы являются источниками тех или иных загрязняющих веществ; каковы объемы выбросов и сбросов; каков характер воздействия основных загрязняющих веществ на человека и окружающую среду в целом. На практических занятиях отводится время как дискуссиям по поводу публикаций в прессе, так и решению расчетных задач. Некоторые задачи составлены нами, другие же составляют сами студенты по материалам, полученным в ходе экскурсий на предприятия или содержащимся в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды в области.
Кроме того, при изучении влияния на окружающую среду автотранспорта и предприятий теплоэнергетики мы также пользуемся местными материалами. Примером может служить такая задача: «Архангельская ТЭЦ сжигает в сутки в среднем 1500 т мазута с содержанием серы 1,7–2%. Определить вклад ТЭЦ в загрязнение атмосферы города диоксидом серы, если, по имеющимся данным, годовой выброс диоксида серы в Архангельске составляет 30–34 тыс. т». Решение таких задач позволяет выработать взвешенный подход к оценке публикаций, в которых теплоэнергетика либо вообще не называется в качестве источника загрязнения, либо упоминается в перечислении на втором или третьем месте после предприятий лесного комплекса и автотранспорта.
При изучении вопросов, связанных с техногенным загрязнением воды и почвы тяжелыми металлами, широко используются данные, получаемые в ходе научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, поддержанной грантом РФФИ-СЕВЕР № 05-04-97531. Кроме всего прочего, это повышает заинтересованность студентов, участвующих в исследованиях, в своей работе, так как они видят, что полученные ими результаты находят применение.
Продуктивность выбранного нами подхода уже нашла подтверждение. В 2005 году в Поморском государственном университете состоялся первый выпуск экологов. Результаты государственного экзамена и опрос выпускников показали, что знания и навыки, полученные ими в ходе изучения дисциплины «Техногенные системы и экологический риск», не только прочны, но и нашли реальное применение как в ходе практик, так и при выполнении выпускных аттестационных работ.