Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ «ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК»

Печать E-mail
Автор Левандовская Т.В.   
08.07.2009 г.
Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова  ( г. Архангельск)

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


    
Курс «Техногенные системы и экологический риск» занимает особое место в подготовке экологов (специальность 013100). Во-первых, в нем должны интегрироваться географические, химические, биологические и даже экономические знания, полученные студентами в ходе изучения узких дисциплин; во-вторых, квалифицированная оценка экологического риска требует от эколога хотя бы минимальных инженерных знаний, которые может дать только этот курс. Сложность заключается в том, что техногенные системы многообразны, так что невозможно дать студентам исчерпывающую информацию «на все случаи жизни». Следовательно, если мы хотим получить максимальную отдачу от изучения данной дисциплины, задачу преподавателя следует сформулировать так: на конкретных примерах выработать у студентов методологически верный подход к оценке влияния любого техногенного (и шире – антропогенного) объекта на окружающую среду.
Нам представляется, что такими примерами должны стать в первую очередь техногенные системы, характерные для региона, в котором находится вуз. Дело не только и не столько в том, что большинство студентов, скорее всего, получит работу в том же регионе.  Важнее то, что проблемы  охраны окружающей среды в конкретной области, в конкретном населенном пункте широко обсуждаются не только специалистами. Практически у каждого жителя есть свое мнение – пусть и не всегда обоснованное – по этому вопросу. Студенты в этом плане не составляют исключения. Следовательно, легче вовлечь их в активную познавательную деятельность.
Исходя из этих соображений, мы ввели в курс «Техногенные системы и экологический риск» довольно большой региональный блок – 8 лекций и 8 практических занятий. В лекциях дается представление о наиболее важных производствах Архангельской области: целлюлозно-бумажном, гидролизном, лесохимических. Студенты получают представление о том, какие технологические процессы являются источниками тех или иных загрязняющих веществ; каковы объемы выбросов и сбросов; каков характер воздействия основных загрязняющих веществ на человека и окружающую среду в целом. На практических занятиях отводится время как дискуссиям по поводу публикаций в прессе, так и решению расчетных задач. Некоторые задачи составлены нами, другие же составляют сами студенты по материалам, полученным в ходе экскурсий на предприятия или содержащимся в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды в области.
Кроме того, при изучении влияния на окружающую среду автотранспорта и предприятий теплоэнергетики мы также пользуемся местными материалами. Примером может служить такая задача: «Архангельская ТЭЦ сжигает в сутки в среднем 1500 т мазута с содержанием серы 1,7–2%. Определить вклад ТЭЦ в загрязнение атмосферы города диоксидом серы, если, по имеющимся данным, годовой выброс диоксида серы в Архангельске составляет 30–34 тыс. т». Решение таких задач позволяет выработать взвешенный подход к оценке публикаций, в которых теплоэнергетика либо вообще не называется в качестве источника загрязнения, либо упоминается в перечислении на втором или третьем месте после предприятий лесного комплекса и автотранспорта.
При изучении вопросов, связанных с техногенным загрязнением воды и почвы тяжелыми металлами, широко используются данные, получаемые в ходе научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, поддержанной грантом РФФИ-СЕВЕР № 05-04-97531. Кроме всего прочего, это повышает заинтересованность студентов, участвующих в исследованиях, в своей работе, так как они видят, что полученные ими результаты находят применение.
Продуктивность выбранного нами подхода уже нашла подтверждение. В 2005 году в Поморском государственном университете  состоялся первый выпуск экологов. Результаты государственного экзамена и опрос выпускников показали, что знания и навыки, полученные ими в ходе изучения дисциплины «Техногенные системы и экологический риск», не только прочны, но и нашли реальное применение как в ходе практик, так и при выполнении выпускных аттестационных работ.

Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99