Вятский гуманитарно-технологический институт
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Главные противоречия современного мирового развития, по мнению многих ученых, заключаются в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации многих государств и быстро истощающимися возможностями Земли. Эволюция взаимоотношений людей с окружающей средой постепенно привела человечество к глубокому экологическому кризису, как результату развития таких отношений на протяжении многих эпох, способному привести человечество к гибели.
Таки образом, мир и Россия встали перед выбором стратегии своего развития в современную эпоху. Учеными предлагаются разные стратегии развития, призванные комплексно решать проблему социально-экологического кризиса. По мнению ученых разных стран наиболее эффективными формами решения экологических проблем, рационализации взаимодействия между обществом и природой является система экологического образования и воспитания личности и, в первую очередь подростков - будущих вершителей судьбы нашей планеты. Экологическое образование в последнее время сформировались в самостоятельную отрасль педагогической теории и практики с соответствующими принципами, методами, задачами. Поэтому, можно считать экологическое образование уникальным средством сохранения и развития человека и развития человеческой цивилизации [3].
Экологическое образование в настоящее время имеет приоритетное направление в деятельности всех образовательных учреждений как сфера непрерывного образования, где осуществляется воспитание экологической культуры личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем и безопасность дальнейшего существования. При этом, оно должно опираться на следующие принципы: гуманизации, прогностичности, глобализации, непрерывности, научности, системности, интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических и правовых аспектов экологических взаимодействий.
Цель экологического образования - дать возмож¬ность учащимся понять сложность проблематики охраны окружающей сре¬ды, осознать необходимость приспособить свою деятельность и разви¬ваться такими способами, которые находятся в гармоническом отношении к окружающей среде. Поэтому следует сформировать у учащихся науч¬ные знания, взгляды и убеждения, обеспечивающие становление у них ответственного и деятельного отношения к окружающей среде, безопасного для своей жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих; позна¬комить учащихся с путями разумного использования природных ресурсов в интересах общества; сформировать мотивы, которыми должны руководствоваться учащиеся в своем общении с природой.
По мнению Масловой Н.В. в третьем тысячелетии заметно выросли поиски концепции нового образования на основе синтеза космического, биосферного и антропосферного начал жизни, что играет немаловажную роль в формировании экологически грамотной личности. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментами для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты-ноосферы. Всемерное использование жизненно важных инноваций в сфере образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России в XXI веке, выполнение которой напрямую будет влиять на формирование экологически грамотности личности.
Целью ноосферного образования является формирование гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим и образным мышлением. Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному образованию. Система ноосферного образования включает все известные педагогические принципы, предлагая и реализуя новый, эволюционно необходимый принцип- Потенциальной Интеллектуальной Безопасности и Здоровьесбережения.
Важной и существенной в связи с этим видится проблема формирования экологической грамотности личности, являющейся первой наиболее важной ступенью экологического образования, способствующего решению этих задач. Экологическая грамотность личности заключается, в первую очередь, в определенных экологических и естественнонаучных знаниях, способных объяснять сущность происходящих явлений и формировать целостность картины мира, мышление и мировоззрение.
ЮНЕСКО обратило внимание на эту проблему и объявило десятилетие с 1995 г. по 2005 г. десятилетием образования в области окружающей среды. По словам академика РАО Зверева, мир спасет не красота, а экологическая грамотность. [1]
В современных условиях экологическая грамотность позволяет человеку ориентироваться в основных вопросах взаимодействия природы и общества. Получив определенный багаж экологических знаний на определенной ступени своего образования человек способен им воспользоваться на различных уровнях. На личностном уровне экологическая грамотность позволяет человеку обеспечить личную экологическую безопасность на бытовом уровне: знания о составе и воздействии на организм появившихся в последнее время огромного количества новых химически синтезированных веществ, различных продуктов, полученных на основе селекции и генетической модификации, радиоаппаратуры, бытовой техники, оргтехники вынуждает людей искать способы снижения их вредного воздействия, позволяет сделать выбор в применении тех или иных веществ и предметов, их времени использования, а так же оценить рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя и зачастую даже противоречащую основным законам естественнонаучных дисциплин. На групповом уровне экологическая грамотность человека позволяет участвовать в массовых мероприятиях, способствующих улучшению качества окружающей природной среды и распространению экологической культуры среди населения.
Экологическое образование является необходимым условием обеспечения охраны окружающей среды, так как воспитание экологической культуры личности - основа экологической безопасности страны. Особую роль в формировании экологической грамотности старших подростков играют естественнонаучные дисциплины, такие как физика, химия, биология, география, способные закладывать знания сущности происходящих явлений в окружающем нас мире, умений и навыков использования этих знаний в прогнозировании возможных последствий в природной деятельности для достижения безопасности как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что современным обществом осознается необходимость перемен во взаимоотношениях природы и общества, а перемены эти должны начаться с изменениями всего образа жизни людей на планете. Такие институты как образование, политическая и экономическая системы, средства массовой информации, законодательство, общественное мнение являются значительными по степени влияния на ситуацию в окружающей природной среде и обеспечения экологической безопасности планеты.
Литература:
1. Маслова Н.В. Ноосферное образование. Монография.-М:Инст.Холодинамики,2002
Концепция современного естествознания: Под ред. С.И.Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия»-4 –е., перераб.и доп.-Ростов н/Д:»Феникс»,2003.-448 с.
2. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Материалы 1-й
Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М., 1995. С. 17.
3. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
|