Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Психическое здоровье в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия обнаруживает значительную тенденцию к ухудшению. Все большее место среди факторов, ухудшающих психическое здоровье, по мнению Всемирной организации здравоохранения, приходится на нарушение экологии, загрязнение, изменение среды обитания. Анализ научной литературы позволяет полагать, что негативные тенденции в состоянии здоровья и динамике воспроизводства населения, как в нашей стране, так и за рубежом, сохраняющиеся в течение двух последних десятилетий, по-видимому, обусловлены воздействием различных антропогенных факторов. Поэтому сегодня с особой остротой встает вопрос прогнозирования вмешательства человека в природную среду. Изменение экологии, если оно происходит в неблагоприятную сторону более опасно, чем одноразовая конфронтация со значительным стрессом, поскольку избежать экологического стрессового воздействия человек не может, а длительность его влияния измеряется годами. В последние десятилетия значительно возросло число антропогенных факторов среды, обладающих высоким стрессогенным эффектом – это физическое, химическое и биологическое загрязнение.
К стрессорным факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность. Высокой стрессогенностью обладает городская среда обитания, о чем свидетельствует повышение числа психических расстройств у городских жителей по сравнению с сельскими. Стрессовая реакция может возникнуть под влиянием травмы, действия на организм различных патологических раздражителей, при эмоциональных воздействиях, нервном напряжении, изменении абиотических и биотических факторов среды.
Термин «стресс» введен в медицинскую литературу канадским физиологом Г.Селье в 1936г., он впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов. Г.Селье была сформулирована теория «Общего адаптационного синдрома» (ОАС) и адаптационных болезней, как следствия адаптационной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.
Актуальность и значимость проблем экологии человека, особенно в век природных, техногенных, социальных и иных опасностей постоянно угрожающих здоровью человека и самой жизни, требуют от будущих специалистов глубоких теоретических знаний и хороших практических навыков в области безопасного взаимодействия человека со средой обитания. При изучении нового курса «Экология человека» в вузах успех учебного процесса в значительной мере зависит от правильного использования приемов и методов учебной работы, которые указывают наиболее оптимальные пути доведения учебного материала до студентов. На практических занятиях раздела «Социальные аспекты экологии человека» большое значение придается выявлению основных стрессорных факторов среды, разбирается сущность теории «Общего адаптационного синдрома», стадии развития стресса (тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма; резистентности; истощения, при которой синдром приобретает патогенный характер). Студенты проводят оценку степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе при помощи тестов, составленных на основе анализа ситуаций, вызывающих стресс у людей, принадлежащих к разным социальным и профессиональным группам, и оценивают по суммам баллов насколько напряжены их адаптационные системы, а также какова степень риска заболеваний. Акцентируется внимание учащихся, что во всех случаях, даже когда вероятность болезней велика, все зависит от способности человека управлять своим эмоциональным состоянием. Далее студенты знакомятся с методиками управления течением стрессорных реакций. Особое значение придается тому, что каждый человек может научиться управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях. Подробно разбираются основные методы работы с эмоциональным состоянием, моделями поведения в различных стрессовых ситуациях. Применив различные методики на ранних стадиях стрессов, можно избежать развития ОАС и сделать свою жизнь более продуктивной и интересной.