Управление образования Администрации города Ижевска, начальник сектора комплексного анализа и стратегического развития (город Ижевск)
Ключевые слова: образовательная среда, образовательные услуги, профессиональная компетентность, профессиональное развитие учителя, удовлетворенность профессиональной деятельностью, оценка уровня профессиональной компетентности педагогов, инновационная деятельность, релевантное целеполагание.
Keywords: educational environment, educational services, professional competence, professional development of teachers, occupational satisfaction, assessment of professional competence of teachers, innovation, relevant Targeting.
Аннотация: Новые условия существования образовательной среды потребовали от педагогов повышения профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности. Современные условия развития образовательной организации предполагают постоянного творческого развития и роста учителя, его самореализации и самокритики. Учитель сегодня должен знать и понимать, что у него получается в профессии хорошо, а в чем имеются затруднения. Творческое развитие, постоянная самоотдача и высокий результат может быть только тогда, когда учитель испытывает профессиональное удовлетворение. Удовлетворенность от педагогической деятельности сегодня рассматривается как психологический критерий личностного и профессионального развития учителя. С целью оценки уровня профессиональной компетентности педагогов и повышения его уровня было проведено исследование в МБОУ «СОШ № 60». В ходе исследования удалось оценить и проанализировать наиболее проблемные направления профессиональной компетентности, удовлетворенность имеющимися профессиональными умениями.
Abstract: New conditions for the existence of the educational environment demanded increase of professional competence of teachers and individual mobility. Modern conditions of development of educational organization assume constant creative development and growth of the teacher, his self-realization and self-criticism. Teacher today must know and understand what he does well in the profession, and what are the difficulties. Creative development, constant dedication and good results can only be when the teacher feels professional satisfaction. Satisfaction from teaching activity is now seen as a psychological criterion of personal and professional development of teachers. In order to evaluate the professional competence of teachers and improve quality research was conducted in municipal budget educational institution" Secondary School 60." The study was able to evaluate and analyze the most problematic areas of professional competence, satisfaction with existing professional skills.
Статья:
Новые условия существования образовательной среды, ориентирующие ее на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, потребовали от педагогов повышения профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности. На современном этане развития общества утверждается новое понимание целей и результатов профессионального развития учителя. Все это предполагает дальнейший рост творческой активности педагога, его самореализацию и достижение неповторимости личности [1].
Согласно исследованиям Гордиенко В.Н. удовлетворенность профессиональной деятельностью представляет собой интегральную психологическую характеристику отношения личности к различным аспектам трудовой активности. Она возникает первоначально как психологический результат трудовой активности, а в дальнейшем как стимулирующий фактор развития личности в профессиональной деятельности. Между удовлетворенностью профессиональной деятельностью и личностными качествами учителя существует значимая связь, что позволяет рассматривать удовлетворенность в качестве релевантного психологического критерия личностно-профессионального развития учителя [1].
С целью оценки уровня профессиональной компетентности педагогов МБОУ «СОШ № 60» и повышения его уровня было проведено исследование методом анкетирования, которое проводилось с педагогами несколько раз в течение учебного года в разные периоды времени. Для работы с каждым индивидуальным (анонимным) тестом педагогу отводилось от 10 до 15 мин.
Были использованы анкеты, составленные на основе имеющихся в литературе (автор-составитель О.М. Новрузова) и адаптированные с учетом условий конкретного образовательного учреждения: выявление степени удовлетворенности работой в педагогическом коллективе, первичная диагностика педагогического коллектива, психологический портрет учителя [2]. Данные исследования были направлены на оценку профессиональной компетентности педагогов, степени удовлетворенности работой в коллективе, оценку взаимоотношений между всеми участниками образовательных отношений, готовность педколлектива к инновационной деятельности, повышению квалификации. В ходе исследования удалось оценить и проанализировать наиболее проблемные направления профессиональной компетентности, удовлетворенность имеющимися профессиональными умениями.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости повышения уровня профессиональной компетентности по нескольким направлениям: методическое (50,0%), предметное (26,9%), аутопсихологическое (19,2%), коммуникативное (2,5%). Учителя менее удовлетворены своими профессиональными умениями в области образования (38,4%), работы с одаренными детьми (23,0%), делопроизводства и работы с трудными подростками (15,5%). По мнению самих педагогов, уровень профессионализмами педагогического коллектива определен как квалификация (13,5%), профессиональная компетентность (27,0%), профессионализм (26,8%), мастерство (32,7%).
Уровень профессиональной компетентности педагогов постоянно нуждается в корректировке и оценке результатов. В рамках инновационной работы была разработана мониторинговая карта деятельности педагогов, которая помогает оценивать каждого педагога как классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя. В карте отслеживается работа с социальными партнерами, трансляция опыта, участие в конкурсах, олимпиадах, проведение открытых уроков, классных собраний, разработка программ элективных курсов и платных образовательных услуг.
Таким образом, данный мониторинг дал четкое представление о работе каждого педагога в течение учебного года и всего коллектива в целом.
В школе испытываются различные формы оценки профессиональной компетентности и результатов труда педагогов (мониторинг, личное портфолио, индивидуальный файл педагога, портфолио кафедры, итоговое индивидуальное собеседование при администрации школы, самоанализ и отчет и др.). Оценка результатов педагогической деятельности коллектива проводится на уровне педагога, кафедры, школы.
В планах работы над повышением уровня профессиональной компетентности лежит разработка диагностической карты учебного занятия на основе структуры профессиональной компетентности. В дальнейшем оценку эффективности труда коллектива в целом и каждого педагога планируется проводить по одному опроснику, но с учетом мнения самих учителей и мнения экспертной группы. Однако данная диагностика может вызвать затруднения, касающиеся психологической неготовности учителя оценивать объективно результаты своего труда. Основным результатом станет развитие навыков самоанализа профессиональной деятельности учителя.
В результативности профессионального труда педагога важную роль играет высокий уровень работы на уроке, что в первую очередь оценивает учительская и родительская общественность. С учетом этого мнения формируется имидж образовательного учреждения. Оценка эффективности урока проводится по следующим показателям: знание предметы и общая эрудиция педагога в целом; научность, доступность и посильность изучаемого материала; реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели, практическое применение знаний.
Учитывая полученные аналитические материалы по оценке профессиональной компетентности, отношению к повышению квалификации, позволили при планировании работы образовательного учреждения организовать адекватную и востребованную систему повышения квалификации педагогов. Перейти на проектирование индивидуальных планов повышения квалификации по заявкам учителей, что значительно повысило эффективность обучения и использование полученных знаний в практической деятельности в дальнейшем.
Оценка выявила проблемные направления профессиональной компетентности педколлектива, что позволило скорректировать планы методической работы, организовать и провести обучающие семинары по проектной и исследовательской деятельности. Результатом стало увеличение количества детей, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность. Данные технологии активно стали использоваться на уроках и при организации внеурочной деятельности.
После проведенных исследований в управленческой деятельности активно стала применяться такая форма, как индивидуальный план-отчет за год, что повысило эффективность работы. Оценка позволила заменить типичный перспективный план повышения квалификации на заполнение на каждого педагога индивидуальных файлов. Все это, безусловно, привело к повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива, активного использования деятельностных технологий, учебно-практических и продуктивных заданий. Повышение профессиональной компетентности, повышение мотивации педагогических работников сказалось положительно на повышении качества образования, увеличения количества внеурочной занятости, увеличению программ курсов по выбору.
Оценка определила отношение каждого учителя и коллектива к целом к работе, отношения с учащимися, коллегами, администрацией. Проведенная в последующем работа с педколлективом позволила улучшить психологический фон между участниками образовательных отношений, увеличить долю групповых и индивидуальных занятий, что положительно сказалось на повышении качества обученности учащихся.
Проведенное исследование выявило и проблемные моменты, которые необходимо решать в ближайшее время. Основой и первопричиной является наличие синдрома эмоционального педагогического выгорания. Поэтому встал вопрос о необходимости планирования работы по разработке курса занятий с педагогами по коррекции и профилактики эмоционального педагогического выгорания, по обучению учителей методикам стрессово-устойчивости.
Проведенная оценка позволила определить релевантное целеполагание по работе с педработниками. Удалось повысить мотивацию педагогов к инновационной деятельности через создание системы стимулирования педагогов, индивидуальных планов и индивидуальных файлов повышения квалификации в соответствии с современными требованиями к педагогическому труду, усовершенствование системы мониторинга.
В связи с вышеизложенным, оценку профессиональной компетентности педагога необходимо проводить на уровне учителя, кафедры (методических объединений), образовательного учреждения с обязательным учетом объективной оценки экспертной группы, ученической и родительской общественности, администрации образовательного учреждения и самооценки педагога.
Список литературы:
1. Гордиенко Валерий Николаевич. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 : Иркутск, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:04-19/598.
2. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели / авт.-сост. О.М.Новрузова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
|