Тольяттинский Государственный Университет (г.Тольятти)
Важнейшим шагом осуществления ценовой политики является применение наиболее релевантного, подходящего организации метода ценообразования с учетом различных внутренних и внешних факторов, влияющих на вышеназванный аспект (издержек, эластичности спроса на продукцию или услугу, цен конкурентных предприятий).
Современное состояние мировой и отечественной экономики позволяет выбрать механизм расчета и согласования цен на большую часть реализуемой предприятиями номенклатуры товаров (за исключением позиций, цены на которые находятся под контролем государственной власти). С наличием данной возможности связано существующее многообразие методик ценообразования.
Для расчета цен на товар крупных промышленных предприятий, выпускающих однородную по функциональному предназначению продукцию, отличную друг от друга по основным технико-экономическим характеристикам и потребительским свойствам, что связано с выполняемыми при их создании производственными операциями, применяются параметрические методы ценообразования. В качестве базиса для определения цены согласно рассматриваемым способам лежит симбиоз издержек производителя и оценки полезности с точки зрения конечного потребителя.
Основы расчетов цен с использованием параметрических показателей продукции в России были заложены в начале XX века русским математиком, механиком А.Н. Крыловым. В 1907 году для определения цены боевых кораблей он впервые применил ряд средних значений показателей, характеризующих качество вышеназванных объектов продажи при формировании цены. [Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 2011]
Впоследствии данная методика получила массовое распространение. К ее преимуществам можно отнести реализацию вероятности безопасного проникновения товара на внешний, мировой рынок за счет учета всех качественных факторов продукта производства.
В качестве ситуаций, при которых используется параметрическое определение цены, выступают:
а) идентификация затрат и ориентировочных калькуляций цен на новую продукцию, информация о которой весьма ограничена в объемах;
б) сравнение на соответствие рассчитанных на базе издержек уровней цен и существующих рыночных;
в) построение прогнозов издержек и цен.
В экономической практике на сегодняшний день выделяют следующие виды параметрического ценообразования:
- метод удельных показателей;
- метод регрессионного анализа;
- структурных аналогий;
- экспертные методы (балловый, парных сравнений, ранговой корреляции);
- агрегатный метод.
1). Использование метода удельных показателей предполагает определение одного существенного показателя в качестве наиболее значительного по влиянию на уровень цены продукта.
Последовательность расчетов представляет собой следующий ряд вычислительных действий:
1) вычисляется размер удельной цены -
|