Казахский государственный женский педагогический университет, Казахстан, Алматы
Ежедневно человек принимает множество разнообразных решений. Выбор транспорта для проезда к определенному месту, покупка в магазине, поиск учебного заведения для продолжения обучения, разработка тактики и стратегии поведения в чрезвычайной ситуации… В одних случаях принятие решения (ПР) не оказывает существенного влияния на жизнь и дальнейшую судьбу человека, а в других – наоборот. Грамотные действия, основанные на адекватной оценке ЧС и прогнозе ее возможного развития и последствий, могут значительно повысить шансы человека на выживание. В системе навыков учащегося умение принимать решение должно занимать одно из важнейших мест, так как оно относится к надпредметным, используемым в повседневной жизни.
В ЧС часто бывает трудно проследить причинно-следственные связи, очертить четко проблему, определить пути ее решения. Инструкции и руководства, однозначно указывающие порядок действий в ЧС, не могут учесть всех особенностей сложившейся ситуации. В таких условиях, когда известное и очевидное, на первый взгляд, решение может быть не всегда оптимальным, умение принимать решение становится особо значимым.
К решению предъявляются ряд общих требований:
- обоснованность, т.е. ПР на базе верной и полной информации;
- своевременность, т.е. учет того, что преждевременные или запоздалые решения могут быть не эффективны, либо привести к развитию негативных тенденций (подача звуковых сигналов бедствия человеком, находящимся под обломками после землетрясения, наиболее целесообразны в «час тишины»);
- необходимая полнота содержания, охватывающая цель, сроки, пути и способы ее достижения, средства, ресурсы, а также порядок взаимодействия между исполнителями;
- согласованность (преемственность) с принятыми ранее решениями.
Не смотря на то, что ПР в ЧС осложняется ограниченностью времени на его разработку, оно включает в себя следующие последовательные этапы: Предварительная формулировка проблемы, цели и задач; Сбор и анализ информации; Уточнение цели и задач; Выбор критериев оценки эффективности решения; Поиск возможных альтернативных вариантов решений; Обработка вариантов решений (анализ, сравнение, обоснование); Оценка последствий и возможностей решений; Принятие решения.
Далее следует детализация решения до конкретных исполнителей, если работа выполняется группой людей, и реализация принятого решения в определенные сроки с привлечением необходимых (имеющихся) ресурсов.
Одним из факторов, определяющих качество и эффективность ПР является объем и ценность (полезность) информации, причем главной характеристикой информации следует считать ее ценность. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. Очень часто огромные массивы информации избыточны и не несут никакой пользы для процесса ПР. Увеличение объема информации может лишь усилить убежденность человека в своей правоте, никак не влияя на правильность решения. Окружающая среда, как источник информации, воздействует на все органы чувств человека и всегда содержит больше информации, чем мы способны сознательно зарегистрировать и понять. В любой ситуации, даже самой экстремальной, следует помнить, что исправление плохих последствий займет гораздо больше времени, чем некоторое раздумье перед принятием решения. Владение технологией принятия решений и практическая ее отработка на занятиях ОБЖ, поможет учащимся сформировать навыки для принятия действительно собственных (не навязанных) решений, оптимальных для данной ситуации.
Литература
1. Шершнев Л.И. Значение общеобразовательного курса ОБЖ с позиций национальной и международной безопасности (доклад 19 декабря 2000 г., из архива ФНИМБ)
2. Гафнер В. В. Предвидеть и предупреждать. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого – педагогическая проблема // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №9. – С. 15–17.
|