Астраханский государственный технический университет
Предлагаемое
устройство представляет собой оригинальное инновационное усовершенствование
устройства для предотвращения смещения грузов в трюме и сохранения плавучести судна, содержащее размещенный в трюме судна настил
из шарнирно прикрепленных к палубе и бортам секций из чередующихся по всей
длине трюма судна мягких и жёстких панелей, а также узлов прижима секций к
свободной поверхности грузов в виде силовых гидроцилиндров, отличающееся тем,
что по всей длине трюма судна к палубе и бортам прикреплены сложенные в виде
пакетов гибкие оболочки из воздухонепроницаемого материала, которые через запорную
арматуру подключены к судовой системе сжатого воздуха.
Изобретение относится к области судостроения и
позволяет предотвратить смещение грузов в трюме и сохранить плавучесть судна.
Известно судно для перевозки массовых грузов по а.с. su № 1318481 (публикация 1987г.), содержащее
подпалубные и скуловые переборки в виде пневмоблоков, изготовленных из
газонепроницаемого материала, подключенных к системе сжатого воздуха с
регулирующими клапанами.
Недостатком данного изобретения является сложность
конструкции переборок, а также необходимость использования
балластно-осушительной системы судна.
Наиболее близким к заявленному является устройство для
предотвращения смещения пакетированных и сыпучих грузов в трюме судна по а.с. su № 1763285
(публикация 1992г.), содержащее размещенный в трюме судна настил из шарнирно
прикрепленных к палубе и бортам секций из чередующихся по всей длине трюма
судна мягких и жёстких панелей, а также узлов прижима секций к свободной
поверхности грузов в виде силовых гидроцилиндров.
Недостатком указанного изобретения является
металлоёмкость, сложность конструкции и высокая стоимость изготовления панелей,
шарниров, гидроцилиндров и их установки в трюме судна.
Техническая задача – упрощение конструкции, снижение стоимости, надежность в
работе, а также сохранение плавучести судна при аварии.
Технический результат заявленного устройства –
повышение надежности в эксплуатации. Он достигается тем, что по всей длине
трюма судна к палубе и бортам прикреплены сложенные в виде пакетов гибкие
оболочки из воздухонепроницаемого материала, которые через запорную арматуру
подключены к судовой системе сжатого воздуха.
На фиг. 1 изображён общий вид устройства.
На фиг. 2а – работа устройства при заполнении трюма
небольшим количеством сыпучего груза.
На фиг. 2б – работа устройства при полном заполнении
трюма сыпучим грузом.
На фиг. 3а – работа устройства при частичном заполнении
трюма сыпучим грузом.
На фиг. 3б – работа устройства с целью сохранения
плавучести судна при наличии пробоины в борту судна.
На фиг. 4 – вид по стрелке А на фиг. 2а.
Устройство
для предотвращения смещения грузов 1 в трюме 2 и сохранения плавучести судна 3
содержит палубные и бортовые пакеты 4 и 5 с гибкими оболочками 6 и подведенные
к ним трубы судовой системы сжатого воздуха 7 с запорной арматурой 8.
Устройство работает следующим образом:
Сжатый воздух по трубам судовой системы сжатого
воздуха 7, и запорную арматуру 8 заполняет гибкие оболочки палубных и бортовых
пакетов 4 и 5, они опускаются на
предварительно выровненный сыпучий груз 1 (или ровно уложенные другие виды
груза) и плотно прижимают его, препятствуя его перемещению в трюме 2.
В зависимости от степени загрузки трюма судна возможны
следующие варианты работы устройства:
Вариант I (фиг. 2а).
Трюм 2 заполнен небольшим количеством груза 1. При этом груз занимает нижнюю
часть трюма. В этом случае груз прижимается гибкими оболочками 6 только
бортовых пакетов 5.
Вариант II (фиг. 2б).
Трюм 2 загружен полностью. В этом случае груз 1 прижимается гибкими оболочками
6 только палубных пакетов 4, предотвращая перемещение груза в подпалубные
пространства.
Вариант III (фиг. 3а).
Трюм 2 частично заполнен грузом 1. В этом случае груз 1 прижимается гибкими
оболочками 6 как палубных, так и бортовых пакетов 4 и 5.
Вариант IV (фиг. 3б). В
случае образования пробоины 9 в корпусе судна 3, для предотвращения затопления
забортной водой трюма 2, гибкие оболочки 6 палубных и бортовых пакетов 4 и 5
заполняют сжатым воздухом по трубам судовой системы сжатого воздуха 7 и
запорную арматуру 8, что способствует уменьшению интенсивности поступления
забортной воды в трюм 2 и сохраняет плавучесть судна 3 при аварии.
Возврат гибких оболочек в исходное состояние
осуществляется стравливанием из них воздуха, просушкой и складыванием в виде
палубных и бортовых пакетов, вновь готовых к применению.
Положительный эффект заключается в том, что для
использования данного устройства не требуется специального, дорогостоящего
оборудования, достаточно обычного воздушного компрессора, который имеется на
любом судне и несложной модернизации трюмов что позволяет эффективно применять
данное устройство для обеспечения живучести судна. Разработана концепция идеи,
получен патент на изобретение №2410281 от 27.01.2011г. Опубликовано 27.01.2011.
Бюл. №3.
Реализация данного проекта не требует
большого расхода средств, дорогих и дефицитных материалов и энергии. Важными
преимуществами предлагаемого устройства, по сравнению с существующими
аналогичными устройствами, является быстрота изготовления, невысокая
себестоимость и простота в эксплуатации, минимальные затраты на изготовление
устройства и его эксплуатацию и небольшая ресурсоёмкость устройства.
Безопасность
работы устройства обеспечивается тем, что устройство управляется дистанционно,
из рубки и не требует присутствия человека в опасной зоне, в отличие от
существующих.
Высокая
надёжность и безотказность устройства достигается простотой его конструкции.
При
эксплуатации устройства не происходит вредного воздействия на окружающую среду.
Массовое применение данного устройства на морских судах будет способствовать
сокращению количества аварий, и, как следствие – снижению загрязнения и
улучшению экологической обстановки на морских акваториях.
Данный
проект может представлять значительный интерес для коммерческих компаний
морского транспорта как в России, так и за рубежом.
Авторы проекта принимали участие в конкурсе инновационных проектов в
рамках 17-й специализированной выставки «Образование – инвестиции в успех -
2011». Проект получил Диплом победителя
конкурса.
|