Челябинская государственная медицинская академия
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает особую актуальность в российских условиях, поскольку современная ситуация отмечается резким ухудшением экологической обстановки и снижением качества медицинского обслуживания учащихся. В нашем исследовании отмечено, что сила влияния внутришкольных факторов является приоритетной. Риск их влияния определяется тем, что они воздействуют в период интенсивного роста, развития всех систем организма ребёнка.
Количество зависимостей между здоровьем учащихся и средой устанавливали с помощью одного из методов многофакторного корреляционного и регрессивного анализа -группового учёта аргументов. Выделены 8 групп показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие: санитарное состояние территории, объёмно-планировочные решения зданий, оборудование помещений, естественное и искусственное освещение учреждений, водоснабжение, воздушно-тепловой режим, режим дня и организация учебного процесса, питание и физическое воспитание в образовательных учреждениях. Всего исследовано 66 внутришкольных факторов образовательной среды и учебного процесса. Состояние здоровья школьников оценивали по материалам обращаемости учащихся за медицинской помощью и по результатам проведённых углублённых медицинских осмотров.
Отмечая влияние факторов внутришкольной среды на здоровье учащихся, следует указать на очевидную зависимость уровня общей заболеваемости от санитарно-технического состояния учреждения (R=0,96±0,08); от оснащения оборудованием и школьной мебелью образовательных учреждений (R=0,96±0,07); от размещения технических средств обучения (R=0,96±0,04), от рационально составленного школьного расписания (R=0,87±0,06). Представляют интерес данные о зависимости от различных внутришкольных факторов болезней дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, психических расстройств, болезней глаз, уха, кожи и мочеполовой системы. При этом коэффициенты корреляции превышают 0,80, что указывает на высокую значимость и точность модели. Показатели заболеваемости органов дыхания связаны значимыми коэффициентами корреляции с оснащением школьной мебели классов (R=0,99±0,07) и с их переуплотнённостью (R=0,84±0,04), заболевания желудочно-кишечного тракта учащихся зависят от рационально составленного школьного расписания (R=0,84±0,05), болезни уха и глаз (миопии, отиты) значимо коррелируют с расстановкой и оснащением школьной мебелью (R=0,85±0,06 и R=0,92±0,05), с размещением технических средств обучения (R=O,8±O,O3 и R=0,81±0,04). Полученные результаты дают основание предположить, что приоритетными в формировании внутренней структуры здоровья учащихся являются представленные 8 групп факторов планировки и благоустройства образовательных учреждений.
|