Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, Казахстан, Астана
Томский Государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Россия, Томск
Достижения технического прогресса в области информационных технологий конца XX в. прочно завоевали свои позиции в различных отраслях экономики, в корне изменив процесс производства, продвижения и реализации различных материальных и нематериальных благ.
Эти достижения оказали существенное влияние и на туристский бизнес, значение которого в мировой экономике и мировых экономических отношениях неуклонно растет в течение последних 60 лет. В настоящее время международный туризм динамично развивается в большинстве регионов мира, являясь одной из важнейших отраслей третичного сектора. Развитие международного туризма стимулирует экономический рост, а также процессы интернационализации и интеграции. Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Показатели динамики роста доходности туризма опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях. По данным Всемирной туристской организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9% при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5%.
Современные отечественные исследователи выделяют следующие направления развития информационных технологий в международном туристском бизнесе:
- локальная автоматизация туристского офиса;
- внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
- использование систем управления базами данных;
- использование локальных компьютерных сетей;
- внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;
- внедрение мультимедийных маркетинговых систем;
- использование глобальной сети Интернет[1] .
Рассмотрим более подробно, как используются информационные системы в работе международного туристского бизнеса на примере всемирной сети Интернет - крупнейшей из информационных систем.
В настоящее время наблюдаются два основных способа использования сети Интернет туристскими фирмами:
1) реклама туристских услуг и имиджа фирмы на собственных или чужих интернет-страницах;
2) продажа туристских услуг через интернет-страницы (Интернет-магазин).
В первом из вышеописанных случаев сеть Интернет используется с целью рекламы туристских услуг примерно так же, как и традиционные СМИ. На персональных или чужих интернет-страницах турагента размещается информация рекламного характера, дается контактная информация фирмы. Для того чтобы приобрести туристские услуги, клиентам необходимо посетить офис фирмы, произвести там оплату и получить документы, предоставляющие право на получение соответствующих туристских услуг. Преимущества использования рекламы в сети Интернет по сравнению с традиционными СМИ, как правило, состоят в более низких расходах.
Во втором случае на интернет-страницах туристской фирмы приводится подробное описание оказываемых услуг и обеспечивается возможность заполнения и отправки формы заявки на приобретение определенного туристского пакета или отдельных туристских услуг.
Обрабатываться такая заявка может двумя способами:
1) В режиме запроса. В этом случае заявка приходит по электронной почте сотрудникам туристской фирмы, которые проверяют возможность предоставления запрашиваемых услуг в указанные в заявке периоды (например, наличие гостиничных номеров). В случае возможности предоставления этих услуг клиенту об этом сообщают по электронной почте и предлагают оплатить эти услуги. Оплата, как правило, производится с помощью письменного разрешения на списание денежных средств с карточного счета клиента либо с помощью банковского перевода. После того как услуги оплачены, клиенту высылается документ, подтверждающий право последнего на получение заказанных услуг по электронной почте или по факсу.
2) В режиме реального времени. В этом случае после заполнения и отправки формы заявки клиент в течение нескольких секунд получает информацию о возможности предоставления запрашиваемых услуг и их стоимости. Это достигается за счет того, что соответствующее программное обеспечение позволяет автоматически отправить запрос в систему бронирования, с которой у данной фирмы имеется договор и в которую производители туристских услуг предоставляют определенные квоты последних. При условии возможности предоставления запрашиваемых услуг клиенту автоматически предлагается либо немедленно оплатить запрашиваемые услуги с помощью одной из электронных платежных систем, работающих в режиме реального времени, либо ввести данные банковской карты с тем, чтобы гарантировать оплату. Сама оплата в этом случае производится по прибытии на место оказания (начала оказания) самих услуг, например в гостиницу, аэропорт, железнодорожный вокзал. После того как оплата произведена или гарантирована, на сервере фирмы автоматически генерируется документ, подтверждающий факт сделки и высылается клиенту по электронной почте. При таком способе реализации туристских услуг практически полностью исчезает личное общение туриста с персоналом туристской фирмы. Оно необходимо лишь в случае возникновения каких-либо сбоев в функционировании системы бронирования, работающей в режиме реального времени.
Часто как продажа туристских услуг по запросу, так и продажа в режиме реального времени посредством интернет-страниц практикуются одной и той же туристской фирмой[2] , так как не все виды туристских услуг можно забронировать с помощью систем бронирования, работающих в режиме реального времени. Отдельно взятый турист может, например, забронировать авиабилет и гостиничный номер в режиме реального времени, а экскурсионную программу и визовую поддержку получить по запросу.
Каким образом рассмотренные способы использования сети Интернет влияют на тот путь, который проходят туристские услуги от их производителей до конечного потребителя - туриста?
В учебных пособиях по экономике туризма приводится классическая схема туристского кругооборота (системы экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающей между туристом и туристской индустрией и показывающей направление движения туристских потоков, туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности).
Рис. 1. Схема туристского кругооборота[3]
1 - деньги
2 - туристские путевки
3 - обмен туристской путевки на туристский продукт
4 - туристские впечатления, т.е. происходит косвенный возврат туристу его денег
5 - инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов туристского продукта
6 - новые виды туристского продукта, полученные в результате произведенных инвестиций
7 - налоги и сборы
Как мы видим, в соответствии с данной схемой туристского кругооборота туристские услуги от своих непосредственных производителей до конечного потребителя проходят по следующей цепочке:
Производители туристских услуг - туроператор - турагент - турист
В практике международного туристского бизнеса в силу особенностей мирового туристского рынка эта цепочка становится еще длиннее:
Производители туристских услуг - национальный туроператор - иностранный туроператор - иностранный турагент - турист
Отметим, что национальный туроператор участвует в создании туристского продукта, так как из отдельных туристских услуг он формирует туристские пакеты, а иностранный туроператор и турагент, как правило, не привносят в туристские продукты ничего нового, они лишь участвуют в их распределении.
Иногда национальные туроператоры действует напрямую через зарубежные агентские сети, так, например, в некоторых странах работает российская фирма "Интурист". Таким образом, из схемы исключаются зарубежные туроператоры, однако такие случаи довольно редки, т.к. зарубежные (например, европейские) сети турагентств в той или иной степени зависимы от крупных туроператоров своих стран и не станут реализовывать туристский продукт в обход последних.
Подвергается ли традиционная схема реализации туристского продукта изменениям в связи с использование сети Интернет в работе международного туристского бизнеса?
В случае с размещением рекламы туристских услуг и контактной информации турагентства цепочка, по которой реализуются туристские услуги, остается неизменной, так как в итоге турист приходит в традиционное туристское агентство в своей стране с тем, чтобы приобрести туристскую путевку.
В случае с реализацией туристских услуг через интернет-страницы надобность в посредниках, занимающихся лишь распределением туристских продуктов, отпадает, так как один туроператор, имеющий соответствующие договоры с производителями туристских услуг, с помощью интернет-страниц имеет возможность донести полную информацию о своих туристских продуктах до конечного потребителя за границей и продать их ему без участия дополнительных посредников. Этот туроператор может быть как резидентом, так и нерезидентом страны происхождения туристского продукта. В данном случае этот туроператор одновременно выступает и в роли турагента, т. е. туристской фирмы, реализующей туристский продукт конечному потребителю, а цепочка реализации туристских услуг выглядит следующим образом:
Производители туристских услуг - туроператор (он же турагент) - турист
Использование сети Интернет в международном туристском бизнесе в определенных случаях вносит существенные изменения в цепочку реализации туристского продукта на мировом туристском рынке, преображает схему туристского кругооборота. При этом два звена, характерных для традиционной схемы туристского кругооборота, в международном туристском бизнесе оказываются невостребованными. Исходя из этого, можно предположить, что в недалеком будущем будет поставлена под сомнение целесообразность существования традиционных турагентств в принципе, так как поход в такое турагентство оказывается для туриста лишней тратой времени. Этот факт необходимо учитывать предпринимателям, которые планируют заняться туристским бизнесом в ближайшем будущем.
Как использование рассмотренных возможностей, которые предоставляет сеть Интернет и системы бронирования в режиме реального времени, может помочь отечественным туристским фирмам, работающим в сфере международного туризма?
При традиционной схеме реализации туристских услуг, для работы на зарубежных туристских рынках отечественным туроператорам необходимо устанавливать хозяйственные связи с крупными зарубежными туроператорами с тем, чтобы те, в свою очередь, отдавали туристские услуги на реализацию в агентские сети своих стран. Как уже было отмечено ранее, прямое взаимодействие между национальными туроператорами и зарубежными турагентами возможно лишь в редких случаях. Хозяйственные связи между туроператорами разных стран, как правило, устанавливаются на крупных международных туристских выставках, таких, как ITB (Берлин), FITUR (Мадрид), GET (Париж), BIT (Милан), WIM (Лондон). Участие в такого рода выставках сопряжено с существенными расходами: оплата стоимости проезда и размещения сотрудников фирмы в пункте проведения выставки, оплата изготовления оборудования для стендов и рекламной продукции, оплата аренды площади под стенд в выставочном комплексе. Кроме того, при традиционной схеме реализации туристских услуг для того, чтобы заинтересовать зарубежных туроператоров, им необходимо предоставить существенные скидки на стоимость обслуживания. Создание интернет-магазина с целью реализации туристских услуг сопряжено с меньшими затратами, а потому может оказаться более предпочтительным методом выхода на зарубежные рынки, в особенности для мелких и средних отечественных туристских фирм.
После начала реформы в начале 1990-х гг. в России вновь созданные туристские фирмы вступили в неравную конкурентную борьбу на мировом туристском рынке. Именно системное использование современных информационных технологий призвано помочь российской туристской индустрии, при условии существования достаточно благоприятной внешней среды функционирования отечественного туристского бизнеса, в ближайшие несколько лет существенно повысить количество туристских прибытий в страну, а следовательно, и доходы российской экономики от въездного туризма.
В России существуют необходимые условия для внедрения современных информационных технологий в туристскую отрасль. Имеется соответствующая кадровая база, формирующаяся за счет структурных сдвигов на рынке рабочей силы и за счет выпускников новых специальностей высшей школы. В продаже есть необходимое оборудование и программное обеспечение. Но, к сожалению, уровень развития отечественных телекоммуникационных сетей в настоящее время ниже, чем в развитых странах Европейского Союза и Северной Америки, что повышает издержки российских туристских фирм на внедрение и использование ряда современных технологий по сравнению с их зарубежными коллегами.
Литература
1. Иматуллина Г.К., Мустафин А.Т., Гаджиев Р.Р.. Новые информационные технологии в туризме: Учебное пособие. - М.: Приор, 2009. - С. 5.
2 Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учебное пособие, Ф. И С. - М., 2011. - С. 75.
3. WTO, World Overview and Tourism Topics, 2012 Edition.
|