ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет Росздрава»
Одно из основных положений в подготовке будущих врачей-стоматологов определяется древнейшей заповедью: «Повторенье-мать ученья».
Учитывая вышесказанное, на кафедре хирургической стоматологии АГМУ для контро-ля знаний и умений в конце каждого семестра проводится трехэтапный зачет. На первом этапе студенты сдают тесты по темам пройденного семестра, затем мануальные навыки и собеседование в виде решения ситуационных задач.
Такой тип подведения итогов соответствует схеме сдачи выпускного государственного экзамена и поэтому, на наш взгляд, позволяет не только повторить пройденный материал, но и обеспечивает достаточно высокую психологическую устойчивость при подготовке и сдаче трехэтапного выпускного экзамена.
Ежегодное анонимное анкетирование студентов 3-5 курсов стоматологического фа-культета в течение 2008-2011 гг. проводится нами с целью выявления достоинств и недос-татков в преподавании специальности «Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия».
Анализ полученных данных позволяет в известной степени проводить коррекцию про-цесса обучения на каждом из его этапов. Результаты анкетирования свидетельствуют о пра-вильности методики проведения контроля знаний и умений, т.к. более 87% опрошенных указали на снижение психологического напряжения, особенно на этапе собеседования. На ненужность тестового контроля указало 55% респондентов в связи с невысокой значимостью поставленных вопросов, их некорректностью, несовпадением ответов. 45 же процентов опрошенных наоборот указывают на его необходимость, т.к. исключают субъективность оценки знаний.
Более 90% студентов хотели бы иметь больший опыт практической работы с пациента-ми. Особенно это относится к занятиям в стационаре, где практическая работа сводится в основном к созерцанию операций достаточно мало понятных и плохо обозреваемых.
Данные анкетирования последнего года указали на отсутствие возможности дополни-тельного приема в поликлинике в субботние и воскресные дни, которые ориентированы на отработку мануальных навыков по оказанию неотложной помощи. И, наоборот, возможность дежурить по неотложной помощи в стационаре вместе с преподавателем.
Практически все студенты отметили достаточно жесткий авторитарный режим преподавания дисциплины. Однако только пятая часть из них указала на этот аспект как на недостаток обучения и пожелала, чтобы отношение в части требовательности к качеству знаний было бы более лояльным.
Оценивая уровень технической оснащенности кабинетов кафедры, студенты отмечают современный уровень технологического оснащения на поликлиническом приеме, их эстетический уровень, удобство и эффективность работы на нем. Это сочетается с использованием на кафедре современных технологий, аппаратуры, инструментария, внедрением новых методов лечения, разрабатываемых сотрудниками кафедры и подтвержденных патентами на изобретения и рационализаторскими предложениями.
Учитывая высказываемые студентами замечания и предложения, сотрудники кафедры постоянно совершенствуют выработанную стратегию и тактику преподавания дисциплины, которая постоянно и поэтапно осуществляется на протяжении всего процесса обучения. Учитывая высокую необходимость освоения компетенций по направлению кафедры на всех этапах обучения в настоящее время внедрена технология применения биоманекена (голова свиньи) для отработки мануальных навыков. По данным анкетирования в 99% случаев обу-чающиеся отметили, что применение биоманекена является технологией, наиболее полно отвечающей обретению необходимых практических умений и навыков. Отмечена трудность работы в полости рта биоманекена, необходимость работы в 4 руки, применения слюноотсоса и пылесоса при работе электрохирургическими инструментами и лазером. Студентам 3 курса, которые впервые приходят на кафедру в 5 семестре, особенно импонирует отработка навыков по проведению различных видов анестезий и удалению зубов. Они отмечают практически полную аналогию тактильной чувствительности и биомеханики при выполнении хирургических манипуляций . Таким образом, постоянное анкетирование студентов позволяет оптимизировать процесс обучения и обеспечить качественную подготовку обучающихся к избранной профессии.
|