Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ

Печать E-mail
Автор Ланцев И. А.   
22.10.2012 г.
Новгородский государственный университет (г. Великий Новгород)
 
 
 

«Основным вопросом, основной посылкой всякой философии истории является, несомненно, вопрос о значении времени, о природе времени, потому что история есть процесс во времени... Имеет ли время метафизическое значение? Связано ли с временем что-то существенное, идущее до глубочайшего ядра бытия, или время есть лишь форма и условие для мира явлений, для мира феноменального? Связано ли оно с подлинным бытием, или время только феноменологично, связано только с явлением и не распространяется на внутреннюю сущность бытия, на внутреннее его ядро?» [Н.Бердяев, 1990].
Осмысление истории всегда осуществляется в рамках тех или иных форм рациональности (мифологической, религиозной, научной и пр.), задающих совокупность мировоззренческих установок, которые способствуют достижению социально значимых целей. Способ реконструкции «истинной» истории системы, т.е. прогнозирование «назад» определяется типом рациональности, задающим мировоззренческие, историологические, историософские, темпологические и др. рамки рассмотрения исторических феноменов. В настоящее время в философии сложилось представление о трех исторических типах рациональности: классической, неклассической и постнеклассической. 
Со сменой парадигм рациональности вырабатывая принципиально новое видение истории, каждый тип рациональности радикально изменяет сложившиеся ранее концептуальные схемы, переосмысливает, преобразует, перестраивает их содержание, расширяя тем самым возможности для дальнейшего осмысления исторического процесса. При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Между ними существует преемственность. 
В классической рациональности история рассматривается как стихийный и не подконтрольный людям процесс. В неклассическом подходе человек, помещенный в поток времени постоянно изменяющейся реальности, упорядочивает историю сообразно своему методу. Из стихийного и не подконтрольного людям процесса она превращается в проектируемый и управляемый, как раньше осуществлялись частичные технические проекты, изобретения. В постнеклассической модели т. н.  Большой истории общественная эволюция рассматривается в контексте развития Вселенной. История мыслится уже как суть способа существования всех феноменов и процессов мира. Центром этого становится человек, для которого история — фундаментальный способ существования, а поиск смысла истории совпадает с поисками смысла жизни человека. В науку внедряется антропный принцип, предполагающий изучение природы через призму присутствия в ней человека и определяющий цель эволюционного исторического процесса как появление человека. При конструировании модели социальных процессов необходимо учитывать, что эта модель должна отражать переходные состояния в истории. Исторические тенденции, обнаруженные в ретроспективе, дают возможность разработки стратегии решения насущных задач современности и позволяют осуществлять прогноз на обозримое будущее.
В общественных системах между их элементами существуют специфические пространственно-временные отношения. Восстановление истории системы связано с трудностями прогнозирования «назад» в связи с множеством различных причинных цепочек, что порождает неоднозначность версий и вариантов ее истории. Векториальные представления об историческом времени, идеи о цикличности и ветвлении его не должны противоречить друг другу, а быть взаимно дополнительными. 
Социальные системы имеют свой масштаб времени. Собственные ритмы и темпы изменения проявляются в различных сферах общественной жизни, при этом наблюдается ускорение темпов развития с прогрессом науки и техники. Идея о собственном, внутреннем времени эволюции системы (в т.ч. исторической) возникла в физике при исследовании самоорганизации сложных диссипативных структур, хотя время в физики лишь одно из измерений [О.Шпенглер, 1993].   Историческое время актуально включает в себе неорганическое время; неорганическое время включает историческое время лишь потенциально. Любое происходящее историческое действие, явление оказывается вплетенным в событийный орнамент мировой истории, связано и с прошлым и с будущим. Время оказывается не только наблюдаемой сиюминутной вертикалью настоящего, но и отражением в ней всех мировых событий.
История не просто и не только прямолинейное развитие, а колеблющаяся эволюция. Циклическая концепция времени подразумевает, что любое целое (атом, человек, Вселенная) имеют начало и конец. В истории также имеют место периодические волновые процессы. В частности войны повторяются с определенной периодичностью (О. Шпенглер). Среда не только оказывает влияние на человека и общество, но в свою очередь также влияет на историческое время. В результате поступательное движение истории на деле представляет собой большие или меньшие отклонения (флуктуации) от магистрального направления. Современный этап развития цивилизации все чаще начинает описываться на языке «катастрофизма». Он рассматривается как «конец истории» (Ф. Фукуяма), как «поворотный пункт» (Ф. Капра), как столкновение цивилизаций (С. Хантингтон), как «век бифуркации» (Э. Ласло) и т. д.
«Время истории» становится человекоразмерным. Схемы исторических процессов строятся сообразно с множеством способов хронологического и процессуального членения в зависимости от теоретических установок и ценностных ориентиров исследователя, определяемых как личностными предпочтениями, так и социокультурными факторами. Эти разноплановые модели истории сочетаются по принципу комплиментарности (дополнительности).
Измерить длительность процесса — значит сравнить его с эталонным. В качестве последнего выбирают какой-либо периодически повторяющийся процесс. В иерархии структурных уровней природных систем периодичность определяется характерными временами ядерных, атомарных, кристаллических процессов; в макромире это — биение человеческого сердца (секунда), суточное вращение Земли, годовой солнечный цикл, время жизни человека (гигасекунда); в мегамире — возраст Земли, возраст Вселенной. Чем меньше объект, тем меньше его цикл. Каждая система живёт, обеспечиваемая совокупностью громадного числа ритмов, начиная от главного для неё ритма — времени её существования (от рождения до перехода в другую форму) и вплоть до времени существования самого малого её элемента. Каждой системе присуще своё характерное время, поскольку каждая система имеет свой колебательный режим и свой закон развития. В исторических исследованиях используются временные характеристики объектов на основе изменчивости, синхронной или кратной различным природным циклам (ритмология). Циклические процессы, имеющие место во всех природных земных сферах — в литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере, отражаются и на жизни отдельных людей, народов и человечества в целом. Огромное влияние на человечество оказывают космические ритмы. 
Возможность использования множества временных шкал, несомненно, представляет собой важнейшую особенность рефлексии исторического времени. Природные процессы, претендующие на эталонное использование, дают существенно различающиеся по равномерности хода и хронологическим оценкам часы. Можно привести некоторые примеры. Календарное время построено на астрономических циклах, связанных с движением звезд, планет. А. Л. Чижевский спроецировал на историю 11-летний солнечный цикл, который может рассматриваться как квант исторического времени. [А.Л. Чижевский, 1924]. 
Радиоуглеродное датирование успешно используется при разработке хронологической шкалы многих древних культур. Благодаря этому возможно сравнивать ход развития культур и общества и устанавливать, какие группы людей первыми освоили те или иные орудия труда, создали новый тип поселений либо проложили новый торговый путь. Для реконструкции истории используется методы «молекулярных часов». Поскольку скорость изменения нуклеотидной последовательности молекул ДНК за счет точечных мутаций постоянна, то на этой основе можно проводить датировки отхождения данной эволюционной ветви человечества от общего ствола. ДНК-датировка подтверждает правоту археологов, что исход человечества из Африки начался примерно 120 тыс. лет назад. 
Именно привязанность человеческой жизни, истории человечества к потоку времени является причиной постоянного внимания к проблеме времени, поскольку в «загадке времени» тесно переплетены мировоззрение, наука, религия, философия. 
 
Литература
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 50.
2. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса, Калуга 1924
3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Изд. "Мысль" М.1993. 
Последнее обновление ( 13.11.2012 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99