Уральская государственная медицинская академия, Екатеринбург
Самостоятельная
работа студентов – это важная форма учебного процесса под руководством и
контролем преподавателя, в ходе которого осуществляется творческая
деятельность, направленная на приобретение
и закрепление знаний и умений в практической деятельности [2].
Обучение студентов на практических занятиях по
гистологии, как правило, осуществляется по традиционной схеме: для разбора и объяснения материала используются таблицы и
гистологические атласы. Студент при помощи
преподавателя и с использованием учебно-методических
пособий для самостоятельной работы изучает
гистологический препарат ткани или органа с использованием микроскопа, делает его зарисовку и обозначает
основные структурные элементы.
Применение новых
форм организации самостоятельной работы повышает активность студентов, их
компетентность, формирует у них способность принимать самостоятельные решения.
Все выше перечисленное обуславливает необходимость поиска новых подходов к преподаванию
медицинских дисциплин [2].
Преподаватели
кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская
академия» используют несколько форм самостоятельной работы студентов на
практических занятиях и различные методы контроля этой работы:
1.
работа
с микроскопом и микропрепаратом, зарисовка микропрепарата. Самостоятельная работа оценивается на
основании грамотности выполнения рисунка и правильности расставленных
обозначений структурных элементов;
2.
работа
с микроскопом и микропрепаратом, в качестве учебного пособия цифровое изображение
микропрепарата. Самостоятельная работа студента оценивается на основании правильности
расставленных обозначений структурных элементов на цифровом изображении
препарата;
3.
работа
с микроскопом и микропрепаратом, в качестве учебного пособия "атлас
изображений для учебного процесса".
Самостоятельная работа оценивается по результатам микроскопической диагностики гистологических
и цитологических препаратов в конце занятия. «Атлас изображений для учебного процесса» включает
схему строения органа или ткани и фотографию изучаемого гистологического
препарата с обозначенными на ней основными структурными элементами.
Для анализа эффективности использования различных форм самостоятельной работы студентов и методов ее
контроля на кафедре гистологии ГБОУ ВПО
«Уральская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России по
окончании курса было проведено
анкетирование. В анкете студентам предлагалось оценить степень влияния
различных факторов (личностные качества преподавателя, форма самостоятельной
работы на практическом занятии,
компьютеризация учебного процесса) на успешное усвоение дисциплины и выбрать
предпочтительную форму самостоятельной работы. Эти вопросы оценивались в
процентах от общего количества респондентов. Обучающимся предлагалось оценить
форму самостоятельной работы по ряду
критериев по 5 бальной системе: 5 баллов
– качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется
часто; 3 балла – качество проявляется на уровне 50%; 2 балла – качество
проявляется редко; 1 – качество практически отсутствует; 0 баллов – не могу
оценить (таблица 1).
В анкетировании приняло участие 67 студентов
второго курса лечебно – профилактического, медико-
профилактического, педиатрического
и стоматологического факультетов,
обучавшихся на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии в 2011-2012г.г. В группах студентов стоматологического
факультета (27 респондентов) применяли три формы самостоятельной работы, на
других факультетах - 1 и 2 формы самостоятельной работы (40
респондентов).
Анализ результатов анкетирования
проводили и использованием программного продукта Statistica
6.0., достоверность различий между группами
оценивали при помощи критерия Стъюдента, достоверными считались различия
при р ≤ 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ.
По мнению студентов всех факультетов,
форма проведения практического занятия и
личностные качества преподавателя в большей степени влияют на качество усвоения
дисциплины по сравнению с компьютеризацией учебного процесса (46,3%, 43,9% по
сравнению с 11,3% соответственно); 46,3% студентов (31 из 67 опрошенных) предпочтительной формой
самостоятельной работы на практическом занятии считают зарисовку
гистологических препаратов. Работу с цифровым цветным изображением
препаратов предпочли 28,4% (19 из 67) студентов. Зарисовка препарата, в
отличие от его цифрового изображения, по
мнению студентов способствует развитию
их творческих способностей и развитию мелкой моторики руки (таблица 1), что
указывает на присутствие в учебных группах « категории одаренных детей, среди
них дети с особо развитым мышлением, и
дети, способные влиять на других людей - лидеры, и дети, представляющие мир в
образах – художественно одаренные дети» [1].
Однако, выполненный студентами рисунок не
соответствует реальному строению изучаемой ткани или органа. Причины этого могут быть разные
от экономических (кризис в обеспечении
учебного процесса серийными учебными препаратами и микроскопами, таблицами и
другими наглядными пособиями) [2], неумения передать зрительную информации в
виде рисунка (недоразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических и двигательных умений, снижения креативности
мышления) до отсутствия мотивации у
студента [1].
Применение компьютерных технологий является одним из путей решения проблемы. В этой связи,
профессорско-преподавательским составом
кафедры создана галерея цифровых
цветных изображений микропрепаратов тканей и органов, облегчающих работу с
препаратами. Анализ анкет студентов всех
факультетов показал, что при работе с цифровым изображением гистологического
препарата студенту проще вносить необходимые изменения в обозначения структур,
позволяет быстрее выполнить задание и
существенно повышается производительность работы студентов, высвобождается
время для развития навыков, предусмотренных новым образовательным
стандартом. Понять и запомнить
строение изучаемой ткани или органа,
облегчить самостоятельное изучение
гистологического препарата и
подготовку студента к зачету или экзамену в равной степени помогает как
зарисовка, так и цифровая фотография микропрепарата (таблица 1).
Таблица 1.Оценка
формы самостоятельной работы (в баллах
от 0 до 5).
Форма
самостоятельной работы
Критерии
на практическом занятии
Оценки
самостоятельной работы
|
Зарисовка
микропрепарата
|
Работа с
цветным цифровым изображением микропрепарата
|
Позволяет
лучше понять и запомнить особенности строения тканей, органов
|
4,0 ± 0,2
|
3,8 ± 0,7
|
Облегчает
процесс подготовки к зачету, экзамену
|
3,8 ± 0,4
|
4,1 ± 0,6
|
Облегчает
самостоятельную работу при изучении структурных особенностей тканей, органов
|
3,8 ± 0,6
|
4,0 ± 0,6
|
Позволяет
быстро выполнить задание (трудоемкость)
|
2,6 ± 0,04
|
4,2 ± 0,8*
|
Простота
внесения изменений в обозначения структурных элементов
|
3,4 ± 0,3
|
4,0±0,5*
|
Развивает
творческие способности
|
4,0 ± 0,13*
|
2,0 ± 0,08
|
Развивает мелкую
моторику руки
|
4,2 ± 0,1*
|
1,0 ± 0,08
|
* достоверные различия получены по критерию
Стъюдента при сравнении групп.
Оценка различных
форм самостоятельной работы студентов лечебно-профилактического,
медико-профилактического и педиатрического факультетов на практическом занятии показала, что 72,5% (29
из 40) респондентов предпочитают
зарисовку микропрепарата, против 27,5%
(11 из 40) предпочитающих работу с готовыми цифровыми
изображениями микропрепаратов. Анализ анкет студентов стоматологического
факультета продемонстрировал, что 7,4%
(2 студента из 27 опрошенных) предпочитать на практическом занятии в качестве самостоятельно работы делать
зарисовку гистологического препарата.
26,9% (8 респондентов из 27) предпочитают в качестве самостоятельной работы
обозначать основные структурные элементы
на цветном цифровом изображении. 63,0% обучающихся (17 из 27 студентов
стоматологического факультета) предпочли
работу с «атласом изображений для учебного процесса» и диагностику
изучаемых гистологических препаратов в конце
практического занятия.
Предложенная форма и метод контроля самостоятельной
работы на практическом занятии, по
мнению студентов стоматологического факультета,
в большей мере стимулирует их
к систематической работе на каждом занятии.
ВЫВОДЫ
1.
Анализ
анкет студентов второго курса лечебно – профилактического,
медико- профилактического, педиатрического
и стоматологического факультетов,
обучавшихся на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии в
2011-2012гг. показал, что в
зависимости от учебной группы, возможностей и потребностей студентов, преподаватель может использовать
разные формы самостоятельной работы.
2.
Наиболее
эффективным методом контроля самостоятельной работы студентов на практическом
занятии является микроскопическая диагностика гистологических и цитологических
препаратов в конце занятия
ЛИТЕРАТУРА
1.
Фельдштейн Д.И.
Приоритетные направления психолого- педагогических исследований в условиях
значимых изменений ребенка и ситуации его развития.// Бюллетень высшей
аттестационной комиссии министерства образования и науки Российской
Федерации. 2010 г. Т.4 с 20-32
2.
Шушляпин О.М.
Личностно – ориентированный и групповой
подход при самостоятельной работе в вузах: обоснование некоторых активных и
инновационных методов обучения.// Вопросы
образования. 2011г., №16(379).
|