1. ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Филиал в г. Кирове
2. МОАУ ДОД Центр детского творчества с изучением прикладной экономики
В науке принято разделять внешние и внутренние условия педагогического процесса, его прогнозирования, планирования, реализации и рефлексии.
К внешним условиям относятся не только экономические, политические, социокультурные, но и совокупность нормативных актов в области общей и образовательной политики.
30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», Комплекс мер по реализации «Основ государственной политики ….» должен быть разработан и утверждён президентом до 1 декабря 2012 года.
2013 год президент РФ В.В. Путин провозгласил как Год охраны окружающей среды.
В 2012 году научное сообщество отмечает юбилей Л. Гумилева и его неоднозначно принятой теории этногенеза на основе данных биосферы.
2013 году мы отмечаем юбилей В.И. Вернадского, который в своей теории биосферы дал обоснование человечества как геологической силы, единственно возможной и способной влиять на эволюцию окружающей среды.
Налицо актуальность особого показателя ценностных ориентаций педагогов и студентов, такого как экологического сознание, экологическое мышление, без которого немыслима современная экономика, а значит оно необходимо как сквозная идея на всех без исключения учебных курсах.
С одной стороны речь идет об экологическом компоненте экономики, а с другой об экологии самого человека, также и третья сторона - взаимоотношения человека и окружающей среды не только через производственную сферу. Экология человека рассматривается в нескольких аспектах, ведущими из которых является защита природы самого человека, т.е здоровье, экология условий среды обитания человека, защита их не только на этапе исполнительной деятельности человека, но, уже на этапе прогнозирования. Для человека это связано с системой здоровьеформирования будущего ребенка (союз биоэтики и педагогики).
В конце 2009 года в Москве состоялся Первый Всероссийский Форум «За здоровье в образовании», а Второй в ноябре 2011 года в столице РЕСПУБЛИКИ МАРИ-ЭЛ, организованный одноименным общероссийским общественным движением в интересах интеграции семьи, образования, здравоохранения. В то же время анализ сайтов научных центров России свидетельствует о значительном внимании академической науки к проблемам и здоровья человека и экологии человека как проявление внутренних условий , на уровне организации, отрасли отдельной науки. Так, например, развивается экологическая социология, философия экологии, история экологии, педагогическая экология, социальная экология. Центральной и наиболее актуальной причиной этих исследований стала недостаточно изученная, но устойчивая тенденция в нашей стране – рост суицидов. Пять лет назад наша страна занимала первые места по динамике суицидов среди мужчин и подростков. В 2010году Россия заняла первое место в мире по количеству суицидов среди пенсионеров. В 2011 опубликованы данные о том, что Россия находится на первом месте в мире по суицидам среди подростков. Можно утверждать, что молодежь нашей страны не способна к адаптации в современном мире, несмотря на неожиданный рост числа образовательных учреждений, которые призваны обеспечивать социализацию личности. Однако следует обратить внимание на тот факт, что основа общества – семья переживает глубочайший кризис в условиях череды политических и экономических кардинальных преобразований. Деструкция личности в подростковый период определяется тем, что человек не может определить смысл и цель жизни, так как не видит эффективных средств для осуществления своих жизненных притязаний. Одни создают условия медленного самоубийства (наркотики, алкоголь), другие прибегают к кардинальным мерам. Немалую роль в этом играют современные информационные ресурсы, поэтому педагоги Центра внимательно изучают материалы исследований Фонда «Интернет и
На фоне относительного благополучия в городах страны и области, социального расслоения посредством образования (различные типы школ), преобразований учреждений основного и дополнительного общего образования в автономный режим деятельности, семья теряет возможности обеспечения качества жизни детей и подростков. Пока еще система дополнительного образования способна частично нивелировать устоявшееся расслоение общества. Низкий уровень доходов, оплаты труда значительной части населения в условиях череды банкротства предприятий, роста безработицы среди старшего поколения особенно в сельской местности влияет на формирование индивидуального и общественного сознания, формирующегося мировоззрения. Резкое сокращение количества населенных пунктов в сельской местности, как и средних школ, обозначило проблему потери перспектив развития, социализации молодежи на примере успешной личности выпускника школы. Значительное число школ из разряда средних стали обеспечивать лишь основное образование, и выпускники школы это и есть подростки, которые не сформировали свои ценности, мировосприятие, а старших, но близких по возрасту товарищей – образцов успешной учебы, достижений в спорте, искусстве, позитивного способа организации досуга – нет. Окончившие 9 классов учащиеся покидают школу и уезжают в «город», продолжая обучение в колледже, которое обеспечивает рабочей профессией, специальностью управленца среднего звена, и что важнее всего, местами в общежитии. Так начинается борьба за выживание, но не полноценная оптимальная жизнь современного подростка – выпускника сельской школы. Семья не всегда может помочь, поэтому подросток теряет прежние жизненные установки и формирует новые или прекращает свою жизнь из-за конфликта своих же ценностей прошлой и настоящей жизни. Данные обстоятельства жизни вызывают чувства агрессии или, наоборот, апатии, но в любом случае неокрепшие в своих взглядах подростки становятся средством манипулирования извне. Педагогические коллективы в сельской школе (а не районном центре) в свою очередь не в состоянии конкурировать с коллегами из городских школ как по причине недостаточного обеспечения информационными технологиями, так и по причине социальной напряженности на селе в целом. Поэтому они стали первыми, кто осознал важность новых тенденций в педагогической науке и практике, наиболее доступных для их современной действительности. К их числу мы относим здоровьесберегающие технологии и экологию человека. И здесь опорой педагога сельской школы становятся общероссийские общественные движения, информацию о которых учитель узнает из глобальной или локальной информационной сети. Эти движения очень быстро становятся общероссийскими, так как отражают наболевшие проблемы провинции и помогают распространить позитивный опыт помощи семье и детям в трудных жизненных условиях. Именно здесь учителя знакомятся и с новым педагогическим опытом взаимодействия семьи и школы, и с новыми идеями общественных фондов, новыми условиями и средствами грантовой помощи.
Например, Региональное отделение общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (ООД «Исследователь») существует еще 5 лет (2008-2012), но его учредители знакомы по совместной работе в ходе поведения общероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского уже 20 лет. ЦДТ с ИПЭ стал коллективным членом данной организации.
Позитивные стороны участия Центра как коллективного участника:
- коллектив Центра является административным организатором, организационным руководителем конкурса, несмотря на наличие особого оргкомитета (куда входят члены администрации педколлектива), экспертного жюри. Однако сама организация работы всех секций, решение проблем участников, информационная помощь повышают компетентность членов педагогического коллектива в организационных навыках.
- возможность участия детей в конкурсе (сбор работ проходит на базе Центра и имеется непосредственная возможность сравнения качества работ)
- встречи с учредителями конкурса из Москвы (интеллектуальный обмен)
- участие в конкурсе руководителей исследовательских работ (снижение стресса, так как сами включены в разработку механизма конкурса)
- приобретение и использование методических рекомендаций, разработанных специалистами г. Москвы по технологии исследовательской деятельности (первоочередное)
- использование особых льгот для участников-победителей конкурса (поэтому формирование мотивации на высокий результат)
- доступ к первичной оперативной информации (например, об инициативе ООД «Исследователь» о проведении Урока Вернадского в школах страны и поддержки инициативы со стороны Министерства образования и науки РФ)
- Центр выступает открытой площадкой для проведения семинаров, курсов повышения квалификации для педагогов сельских школ и центров дополнительного образования
Отрицательные стороны
- условия и возможности проведения конкурса в столице и в областном центре не равны, т.е. часть инициативы снижается.
- расходы на сервисные услуги транспорта, гостиницы преобладают над расходами участия в конкурсе или конференции, поэтому затрудняют очное участие, а значит мотивацию подготовки к участию ребенка в конкурсе на более высоком уровне. В то время как очное участие (в МОСКВЕ специальная программа на несколько дней) очень сильно влияет на мотивацию занятий и выбор профессии тех детей, которых может поддержать семья.
Также МОАУ ДОД ЦДТ с ИПЭ г. Кирова является коллективным членом международных образовательных программ, ряда общероссийских общественных организаций, сотрудничает с областными молодежными объединениями, такими как «Самобытная Вятка», «Хранители Вятки», ОО «ЭКА». Вопросы экологии человека, здоровьесбережения входят в число номинаций конкурсов, организованных научным молодежным обществом «Самобытная Вятка»: «Молодежь Кировской области», «Молодежь и экстремизм», «Молодежь и правовая культура». Не менее интересно и продуктивно сотрудничество с ОО «Хранители Вятки», которая организует практические (трудовые или исследовательские, общественной молодежной экспертизы) экологические акции, ЭКОфестивали, ЭКОфорумы, которые поддерживает Управление по делам молодежи, эколого-краеведческий конкурс творческих работ «Сохраним родную Вятку». В каждом из этих мероприятий педагоги центра участвуют в качестве организаторов-исполнителей-помощников координаторов.
На уровне субъекта Российской Федерации – Кировской области основателем сначала валеологического образования, а затем здоровьеформирования и здоровьесбережения молодежи является ВятГГУ (начинали кафедра физиологии и медицины, Воронина Г.А. к.б.н, кафедра психологии, Белозерова Л.И.). В настоящее время преимущественно в сельской местности работают подготовленные специалисты, получившие второе высшее образование по данному направлению, поэтому успешно развивается диагностика психического и физического здоровья, что обеспечивает тесную связь семьи и школы, так как семья в первую очередь заинтересована в здоровье своего ребенка. Следует обратить внимание на мудрое изречение индийских философов «родители дают жизнь человеку, но смысл этой жизни придает педагог (духовный учитель). Поэтому всероссийское общественное движение за здоровьесбережение в образовании (руководитель Ф.Ф. Харисов – бывший министра образования Республики Татарстан, первый руководитель ФГОУ ФИРО) направлено как на здоровье педагога, так и на здоровье школьника. Организаторы движения разделяют Ценностные Приоритеты, обозначенные выдающимся педагогом-философом – С.Гессеном, который рассматривал здоровье как гармонию нравственного, эмоционального, интеллектуального и физического состояния человека, обеспеченную единством усилий семьи и школы.
Сотрудничество педагогов Центра детского творчества с общественными организациями как позитивное условие продуктивного общения позволяет объединить усилия педагогических коллективов и разнообразить формы, методы воспитания личности, ненавязчиво формировать компетенции (общекультурные, личностные) в области экологии человека и среды. В 2011 году ЦДТ с ИПЭ совместно с ВятГГУ, медицинским колледжем, центром развития ребенка-д/с Монтессорри, рядом школ и отделом профилактики здоровья человека приняли участие в российском конкурсе «Здоровая Россия», представив собственный проект, Но само участие позволило оценить продуктивный опыт других организаций и территорий страны.
На уровне страны Центром теоретического изучения проблемы психологического здоровья в образовательных учреждениях России стал МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, а затем созданные позднее МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И ЭКСПЕРТИЗЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ и ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (руководитель новой научной школы - И.А.Баева – заместитель директора, научный руководитель Института экстремальной психологии, доктор психологических наук, профессор, чл.-корр. РАО). В сфере внимания руководителей и их единомышленников следующие проблемы: Психологическая безопасность образовательной среды в различных по виду и типу образовательных учреждениях, Проблемы организации межведомственного взаимодействия при выявлении рисков и угроз безопасности образовательной среды. Психологическое здоровье, устойчивость и сопротивляемость личности. Теоретические вопросы организации кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды. Особенности оказания кризисной психологической помощи детям и подросткам в трудной жизненной ситуации. Профилактика суицидальных тенденций среди детей и подростков. Проблемы игровой зависимости среди детей и подростков. Стратегии и механизмы преодоления трудных жизненных ситуаций. Насилие в образовательной среде и психологическая безопасность личности субъектов образования.
Однако результаты теоретических исследований еще не стали достоянием большинства педагогических коллективов городских и сельских школ: нет круглогодичного научного семинара и нет возможности участия педагогов и руководителей в его работе (объективные трудности в организации поездки в областной центр, в столицу). Для Центра детского творчества эта возможность существует за счет участия ученых-совместителей в данных научных событиях (так как командировки педагогов Центра практически невозможны из-за низкого финансирования).
В тоже время ученые-преподаватели высшей школы, работающие на условиях совместительства привносят в деятельность Центра не только, и не столько новые направления работы с детьми, сколько темы учебных исследований, но , поскольку эти дети общаются и со своими педагогами, то происходит изменение в сознании и воспитанника и педагога детского Центра, что влияет на темп инновационной деятельности коллектива в целом и восприятия новых экологических задач города и области. Так наиболее актуальными для города и области в 2012 году стали темы защиты зеленых насаждений, микропарков в условиях строительного бума, борьба с бытовыми отходами и раздельная переработка отходов. В связи с тем, что Центр детского творчества носит название «с изучением прикладной экономики», то при изучении экономической проблемы становится очевидной экологическая, что и нашло отражение в деятельности двух смен летних лагерей. Участие же педагогов в работе межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы обращения с отходами на территории Вятского края» существенно изменяет качество содержания экологического компонента каждой образовательной программы Центра. А участие руководителей общественных организаций на слушаниях Общественной Палаты Кировской области, открытых круглых столах иных «зеленых» организаций доводится до сведения всего коллектива на административных совещаниях, и социальная проблема приобретает характер личной сопричастности педагога и детей, молодежи в процессе ее реализации .
Познавательный интерес детей вносит изменение в сознание членов семьи. Благодаря тому, что каждый ребенок в конце смены получает видеофильм о каждом дне работы лагеря, родители вовлечены в изменение содержания мысли не только вербально, но и эмоционально.
Однако первостепенно важно своевременно обеспечивать учителя – практика итогами теоретического осмысления в данной сфере внимания. В настоящее время наиболее оптимальным средством может быть участие в грантовой деятельности. С 2012 года экономика страны переходит на перераспределение финансовых средств через систему государственных программ и закупок, таким образом, федеральные, региональные, муниципальные целевые программы или «входят» в состав нового типа программ или «исчезают». Определены и новые Центры финансового регулирования государственных средств. Современного педагога необходимо познакомить с механизмом решения финансовой проблемы образовательного учреждения в области повышения квалификации кадров, но в перспективе – переподготовке кадров. Эмоционально и ценностно «больной учитель» не может обеспечить «здоровую» социализацию личности в провинциальной России. В тоже время важно отметить тот факт, что профессия учителя находится на первом месте по «эмоциональному выгоранию», что компенсируется особым количеством дней отпуска для восстановления личностных ресурсов. Педагога необходимо «вооружить» методами снижения угроз безопасности образовательной среды в сельской местности как опоры социокультурного пространства, формирующего групповую идентичность и идентичности индивида. Благодаря сотрудничеству с общественными организациями педагоги Центра получили навыки разработки конкурсных заявок для участия в грантовых конкурсах, где смогли получить высокие баллы и стать победителями, а значит получить софинансирование на ряд проектов. Среди них «Эмоциональное здоровье семьи» об информационной безопасности детей, «Помоги-поддержи» (социально-общественная экспертиза реализации нормативных страны и области в области прав несовершеннолетних-экология человека и биоэтика), «Великорецкие встречи» - летний передвижной палаточный православный лагерь по местам историко-культурных духовных центров края с организацией учебно-экологических занятий на природе.
Тем не менее, проблема экологии человека все более выходит на первый план в международных и отечественных научных исследованиях. Здесь теоретическим центром выступает Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. В сотрудничестве с Международной академией наук (Здоровье и Экология) проводятся ежегодные международные конференции. Так в 2011 году тема встречи более 200 специалистов ««Экология человека: проблемы здоровья, культуры и качества жизни».
В 2012 году Международный совет научного развития, Международная академия наук (Здоровье и Экология), Русская секция Международной академии наук (Здоровье и Экология),Национальное информационное агентство «Природные ресурсы», МГГУ им. М.А. Шолохова предлагают рассмотреть проблему«Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий». Со-организатор конференций, Президент Международной академии наук, В.Кофлер (Австрия), обращает внимание на новый понятийный аппарат: антропоэкосистема с многочисленными связями и отношениями, влияниями, воздействиями. Антропоэкосистема и есть предмет экологии Человека. В недалеком прошлом мы говорили об экологии малой Родины, а сейчас о коэволюции человека и среды той местности, где проходит процесс первичной социализации человека и гражданина, патриота и будущего специалиста. К сожалению, уже не для многих, вторичная социализация возможна в этом же социокультурном пространстве.
Участниками этих конференций, а соответственно носителями современных научных знаний являются педагоги-ученые ЦДТ с ИПЭ. Благодаря адаптации полученных знаний по содержанию экологического образования, формам и методам формирования экологического сознания в Центре творчества разработана авторская сквозная экологическая программа «Экология человека», модифицированная в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
МОАУ ДОД ЦДТ с ИПЭ является экспериментальной площадкой ФИРО по проблеме формирования сетевого информационного сообщества в системе дополнительного образования. Создавая сетевые информационные ресурсы, педагогический коллектив распространяет свой опыт среди системы дополнительного образования области, ряда регионов, отдельных категорий педагогов в городе и сельской местности, сайтах специалистов, близких по интересам детскому и взрослому коллективам. Формирование культуры навигации воспитанников и педагогов снижает уровень информационной опасности, так как целенаправленный поиск информации, непосредственно связанной с деятельностью своей организации, своего участия, но на сайтах иных регионов, учреждений снижает уровень интереса к случайной информации. В МОАУ ДОД ЦДТ с ИПЭ с каждым годом расширяется диапазон тем и самих программ, связанных с изучением возможностей информационных ресурсов для практического использования: создание мультфильмов, слайдовой презентации, видеоклипа, собственной брошюры, открытки и др. переключают внимание детей и молодежи на Интернет как вспомогательное средство, но не цель досуга.
В частности, являясь коллективным участником международной экологической программы Эко-школа/Зеленый флаг, педагогическое сообщество Центра знакомится с опытом формирования экологического сознания, опытом использования новых образовательных технологий активного обучения и воспитания иных регионов страны (особый интерес к участникам программы из Казани, образовательных учреждений региона озера Байкал), стран Европы. В то же самое время ежемесячно проводятся телеконференции, круглые столы с педагогами США. Все это дает возможность кросс-культурных исследований и обогащения педагогического опыта по горизонтали, принимая во внимание интересы государства и направления образовательной политики по вертикали. Качество усвоения нового опыта и возможности распространения своего в полной мере зависят от кадрового состава. Так в ЦДТ С ИПЭ работают на условиях совместительства 11 кандидатов и докторов наук. Изучение международного, отечественного опыта посредством общения с представителями науки обеспечивает мотивационную основу формирования компетенций, как на уровне педагогов, так и на уровне воспитанников, но в первую очередь, административным работников.
В не меньшей степени деятельность коллектива зависит от наличия сети современных информационных ресурсов в центре в целом и качественных ИР и офисной техники на рабочих местах каждого учебного кабинета. В этом отношении государство не идет навстречу системе дополнительного образования, поэтому основным средством является внебюджетная деятельность как еще один эффективный механизм формирования на основе эколого-экономического сознания практических общекультурных и личностных компетенций и экологической культуры человека в целом. Приобретение каждой отдельного предмета офисной техники для учебного процесса рассматривается с позиций стоимости, безопасности здоровья и экологии человека как составляющих экологических компетенций и экологического сознания современного человека.
С 1 сентября 2012 года в России начал действовать нормативный документ об информационной безопасности детства и молодежи.
|