Национальный исследовательский Томский политехнический университе, (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX
конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2010. – 113 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
Введение. С 2007 года в Томском политехническом университете были организованы группы лечебной физкультуры для студентов, освобожденных от физического воспитания, в которую в основном входят студенты, имеющие заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Оценить эффективность занятий лечебной физкультурой со студентами, освобожденными от физвоспитания, возможно, если проводить контроль за функциональным состоянием организма. Одним из способов оценки функционального состояния организма студентов является анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) методом кардиоинтервалографии (КИГ) [3].
Кардиоинтервалография - это метод регистрации синусового сердечного ритма с последующим математическим анализом его структуры. Анализ вариабельности сердечного ритма является методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека, активности регуляторных механизмов, нейрогумональной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Метод кардиоинтервалографии позволяет оценить: функциональное состояние организма; отдельные звенья регуляции кровообращения; адаптационный ответ организма при воздействии различных стрессоров [1, 2, 4]. Цель: оценка функционального состояния середечно-сосудистой системы у студентов, занимающихся в группе лечебной физкультуры, и имеющие заболевания сердечно-сосудистой системы или опорно-двигательного аппарата.
Объекты и методы исследования. В программу обследования было включено 36 студентов, учащиеся 1 курсов занимающиеся ЛФК. Из них 23 студента имеют заболевания, связанные с поражением опорно-двигательного аппарата (плоскостопие III степени, сколиозы II-III степени, остеохондро-патии, остеохондроз в фазе ремиссии, состояния после травм и переломов в позднем восстановительном периоде). 13 участников страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония по гипертоническому, гипотоническому типам, гипертоническая болезнь, анемия, проллапс митрального клапана II степени). 17 человек составляли группу контроля (студенты, не занимающиеся ЛФК).
Анализ функционального состояния организма методом кардиоинтервалографии проводился на аппарате «ЭКГ-триггер-МКА-02».
Полученные данные представлены в виде «среднее ± ошибка среднего» (Хср±т). Проверку на нормальность распределения проводили с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Для оценки достоверности различий выборок использовали критерий Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение. При проведении занятия по ЛФК со студентами, необходимо контролировать адаптацию сердечно-сосудистой системы к физическим упражнениям. При анализе показателей КИГ фоновой пробы в исследуемых группах (табл. 1) достоверное различие (р<0,05) наблюдалось по ЧСС, ИН (индексу напряжения), Мо (моде) между группой студентов, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, и группой контроля. Это свидетельствует о том, что в данной группе снижен тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и усилено влияние центральных механизмов регуляции сердечного ритма. Те же результаты были получены при сравнении группы студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и группой контроля. В ходе исследования оценивались следующие показатели: моду (Мо) (характеризует гуморальный канал регуляции и уровень функционирования системы); амплитуду моды (АМо) (определяет состояние активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, отражает стабилизирующий эффект централизации управления ритмом сердца); вариационный размах (АХ) (отражает уровень активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы); индекс напряжения (ИН) (наиболее полно информирует о степени напряжения компенсаторных механизмов организма, уровне функционирования центрального контура регуляции ритма сердца).
При проведении клино-ортостатической пробы было выявлено, что вегетативная реактивность во всех группах представлена преимущественно асимпатикотонической реакцией, а процент гиперсимпати-котонической реакции в группе студентов, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата составляет 8%; а в группе с сердечно-сосудистыми заболеваниями составляет 15%.
Восстановительный период во всех группах преимущественно удлинен (реакция утомления), либо удлинен по симпатикотоническому типу (в меньшей степени), что говорит о плохом восстановлении после проведения клино-ортостатической пробы.
Реакция утомления в группах студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата выше, чем в двух других группах.
Таблица 1
Характеристика сердечного ритма фоновой пробы
|
Группы |
Показатели |
|
М |
dX |
Амо |
ИН |
РРРср |
ЧСС |
Опорно-двигательный
аппарат |
0,66±0,17 *** |
0,97±0,13 *** |
24,95±1,76 |
46,47±8,53 *** |
0,51±0,11 |
75,13±2 *** |
Сердечно-сосудистая
система |
0,58±0,15 ** |
0,94±0,14 |
28,15±4,26 |
68,30±3,88 ** |
0,51±0,01 |
89,30±3 ** |
Контроль |
0,53±0,12 * |
0,85±0,17 |
28,23±1,71 |
47,5±3,82 * |
0,45±0,05 |
70,17±1 * |
*- достоверность различий между группами, р<0,05.
Заключение. Полученных результы свидетельствуют о нарушении в группах студентов занимающихся ЛФК функциональных резервов организма, о недостатке адаптивных возможностей на различные физические упражнения. Полученные результаты исследования помогут разработать план проведения занятий по ЛФК, скорректировать комплексы упражнений для студентов, имеющих патологии опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы с учетом функциональных резервов организма.
Список литературы:
1. Болобан, В.Н. Стабилография: достижения и перспективы / В.Н. Болобан, Т.Е. Мистулова // Наука в олимпийском спорте: Спец. выпуск ГНИИФК. - 2000. - С. 5-13.
2. Болобан, В.Н. Контроль устойчивости равновесия тела спортсмена методом стабилографии / В.Н. Болобан, Т.Е. Мистулова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн. тр. под. ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2003. - №2. - С. 24-33.
3. Бретз К. Устойчивость равновесия тела человека: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. - Киев, 1997. - 41 с.
4. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. - М.: Наука,1965. - 256 с.
Работа выполнена при поддержке РГНФ №10-06-64-01а/Т
|