|
МОУ средняя общеобразовательная школа № 8, г. Новокузнецк
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
В последнее десятилетие в современной физиологии, психологии и педагогике центральной идеей является ценность любой человеческой личности во всей широте её физических, психологических и духовных возможностей и ограничений. В связи с этим актуальной становится задача более глубокого раскрытия потенциальных возможностей человека, что не осуществимо без обеспечения всей полноты его здоровья как основополагающего фактора долгой и полноценной жизни, высокого творческого потенциала и работоспособности. Диагностика состояния здоровья учащихся, их индивидуальная способность – обязательное условие реализации здоровьесберегающих (ЗСТ) технологий. Реализация диагностических программ способствует решению актуальной задачи – привлечение внимания школьников к проблеме своего здоровья, учёт своих способностей и возможностей что является неотъемлемой составной частью воспитания культуры здоровья [2]. Школа №8, г. Новокузнецк работает 10 лет под девизом «Школы здоровья», поэтому здоровье учащихся и педагогов, их психологическое состояние важнейший элемент ЗСТ пространства школы. Одновременно и во взаимосвязи с мониторингом здоровья учащихся необходимо проводить мониторинг изменений, происходящих в школе, как по количественным, так и по качественным показателям. Для исследования взяли тест-анкетные методы диагностики здоровья школьников, основанные на экспертных оценках и самооценках. По результатам диагностики предполагается оценить состояние физического, психологического и социального благополучия. Проведение таких исследований не требует материальных затрат, сама процедура обследования не отвлекает учащихся т.к. проводится на уроках ЗСТ, может и должна стать элементом дополнительной мотивации учащегося на заботу о своём здоровье.
Целью данного исследования является: выделение групп риска, сфер неблагополучия и самооценки учащимися при изменении своего состояния и здоровья, прохождение программы «Разговор о правильном питании» и уроков ЗСТ. Исследования проводились в сентябре 2005 г. и в январе 2007 г. Учащимся предлагалось заполнить тест-анкету для самооценки факторов риска ухудшения здоровья и тест «Правильно ли Вы питаетесь?».
Самооценка школьниками факторов риска ухудшения здоровья 2005 г.: в анкетировании приняли участие 54 человека 4-х классов. Благополучный результат при итоговой сумме выявлен у 79,6% учащихся. По всем четвёртым классам выявлено в зоне риска ухудшения здоровья 20% от общего количества учащихся.
В январе 2007 г. в анкетировании приняло участие 57 человек из 5-х классов. Благополучный результат при итоговой сумме выявлен у 89,5% учеников. В зоне риска ухудшения здоровья – 5%.
Питание обеспечивает основные жизненные функции организма, выполнение основных законов правильного питания – основа здоровья. Особое значение это имеет в детском возрасте – когда происходит формирование основных жизнеобеспечивающих систем организма. К основным законам питания относятся: качественная и количественная адекватность физическим потребностям пищи – соблюдение режима[1].
Таким образом, в результате внедрения занятий по программе «Разговор о правильном питании» позволило сформировать у учащихся представлении о правильности питания, как составной части сохранения здоровья. Риск ухудшения здоровья пятиклассников по сравнению с четвёртым классом снизился с 20% до 5%. Полученные данные свидетельствуют о привлечении внимания школьников к проблеме своего здоровья.
Список литературы:
1. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Б. Макива. – М. : ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2002. – 75 с.
2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2003. – 273 с.
|