Лесосибирский Педагогический институт филиал Сибирского федерального университета
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (6 мб)
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возмож¬ностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор — этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных ме¬тодик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физически¬ми упражнениями. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало редкостью, ра¬стет число недоношенных детей, число врожденных аномалий. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют III группу здоровья. Причин роста па¬тологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях — одна из актуальных задач совре¬менной педагогики.
Здоровье детей в значительной мере определяется уровнем функциональных возможностей организма, а последний, зависит от привычной двигательной активности. Имеется определенная зависимость между уровнем ежедневной двигательной активностью, рациональным питанием и избыточным отложением жира у детей.
Поэтому очень важно изучить роль двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья детей. Сейчас не вызывает сомнения, что двигательная активность – обязательное условие нормального роста и развития детей и подростков, что она повышает сопротивляемость организма к заболеваниям и к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Существует несколько методик измерения двигательной активности. Мы провели измерения двигательной активности с помощью шагометра. Методика шагометрии заключается в подсчете локомоций с помощью специальных приборов. Наиболее широкое применение находят простые шагомеры, конструкция которых основана на простом механическом принципе: при каждом шаге подвижная внутренняя часть (анкерное устройство) смещается и приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом. Методика, определения числа локомоций очень проста и доступна не только исследователю, но и самим детям.
Нами были исследованы дети дошкольных учреждений подготовительной и старшей групп г.Лесосибирска в зимнее и летнее время, в течении нахождения детей в дошкольном учреждении. Были выделены 4 группы в соответствии с типом высшей нервной деятельности.
Двигательная активность детей с холерическим и сангвиническим темпераментом достаточно высока, и составляет в зимнее время - от 20 до 25 тысяч, в летнее время - от 22 до 28 тысяч локомоций в день. Количество локомоций у детей с флегматичным и меланхолическим типом темперамента составляет в зимнее время - от 15 до 20 тысяч, в летнее время - от 17 до 22 тысяч локомоций в день.
Очень важно правильно и целесообразно сформировать двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с типом нервной деятельности. Детям с холерическим темпера¬ментом особенно необходимы значительные физические нагрузки подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою огромную энергию и, тем самым, становиться более уравновешенными и спокойными. Лишение свободы двигательной деятельности такие дети переживают как пытку. Сангвиники это жизнера¬достные, бодрые, редко унывающие, энергичные и неутомимые труженики. Дети с сангвиническим темпераментом усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны, легко распознаются в среде детей своим спокойствием, основательностью. Таких детей часто приходится побуждать к активности. Но зато при¬вычки, которые вырабатываются у таких детей, приобретают прочность и сохраняются на долгие годы. Очень полезны таким детям физические упражнения, так как ими возмещается недостаточная природная подвижность. Дети с меланхолическим темпераментом нуждаются в особо вдумчивом и осторожном отношении. Дети этого типа часто инертны, отличаются робостью, стеснительностью, неспособностью выдерживать более или менее сильные нервные напряжения. Их надо чаще включать в коллективные детские игры, поддерживать и поощрять малейшую попытку проявить инициативу, самостоятельность.
|