Авторы: Клюшникова О.Н., Клюшников О.В., Клюшникова М.О.
Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа была опубликована в сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки
" с материалами Четвертой Международной Телеконференции
"Фундаментальные науки и практика" под редакцией д.б.н, проф. Ильинских
Н.Н. (Томск, 2011 год)
Сегодняшний и завтрашний день медицины когда врач полностью интегрируется с машиной, когда каждое его движение обрабатывается её процессором и она передает её инструменту, корректируя возможную ошибку и давая правильное действие.
Врач превращается в управляющего, и весь опыт и знания погружаются в машину для достижения максимального результата. В стоматологии уже есть – рободент это система позиционирования при имплантации зубов. Он позволяет правильно определить направление имплантации, выбрать щадящий режим препарирования кости, определить опасные зоны препарирования и т.д.
Но как бы ни были важны знания компьютерного моделирования, перед врачом-стоматологом были и остаются задачи работы с пациентом, психологического контакта, умения найти решение межличностного контакта, работы с детьми.
И какие бы технологии в своей работе ни применял врач, главное – это конкретная врачебная практика, направленная на лечение души и тела пациента. Достигается это в образовании только каждодневной практикой в клинике. И хочется пожелать всем студентам максимально осваивать это на практических занятиях, а преподавателям и руководителям факультета создавать для этого все необходимые условия.
К большому сожалению, практическая работа студентов в России уменьшается на клинических кафедрах, это связано с объективными факторами: недостатком рабочих мест, нежеланием пациента лечиться в студенческих группах, страхом студентов перед клиническим приемом, ограничением со стороны Минздравсоцразвития права студента вести самостоятельный приём под контролем преподавателя. Именно поэтому возрастает и будет возрастать роль стимуляторов, в частности, фантомов головы человека.
Каждый уважающий себя факультет имеет или должен иметь фантомы. Это может быть голова или просто фантом челюсти. На сегодня соотношение студент – фантом это качество стоматологического образования. Необходимо создавать целые классы и центы мануальной подготовки студентов – стоматологов, в которых они должны не только знакомиться с инструментами, установками и материалам, но и должны каждодневно отрабатывать практические навыки до автоматизма. Главная задача фантома – снять страх и добавить уверенности, закрепить полученные теоретические знания, трансформировать их в умения. Тем более, что совершенствование технологий в будущем потребует от врача – стоматолога при работе с пациентом использовать всё тот же компьютер.
Оптимальным соотношением в перспективе внедрения третьего образовательного стандарта и общемировой практики один фантом на одного студента.
Применение фантомов позволяет не только развивать практические навыки и формировать у молодого специалиста необходимые умения, но и позволяет контролировать и сравнивать их.
Современные системы уже активно используются в мире. Это система «ДентСим» и ряд других систем, позволяющих оценивать не только конкретные умения в препарировании, работе с разными тканями пациента, но даже и положения врача при работе, осанку и много других важных параметров. Это не значит, что скоро в образовании отпадёт надобность в преподавателе, но обратная связь машины и студента позволит последнему достигать больших высот в освоении специальности.
В новой виртуально-реальной среде обучения очень важно сохранить умения будущего врача работать в коллективе, находить комплаенс (взаимодействие, направленное на совместное действие) между коллегами, ассистентами и пациентом. Все эти задачи должны быть решены с помощью ролевых игр на практических занятиях, а также специальных игр с возможностью психоанализа и коррекции поведения каждого конкретного студента. Самая правильная технология игр на старших курсах в реальную клинику, где каждый студент имеет возможность играть в руководителя клиники, врача, ассистента, администратора и т.д.
Развитие образования в медицине определяет перспективу по созданию образовательной среды, где визуализация представлена видеоизображениями, позволяющими обучающемуся максимально погружаться в процесс познания. Сегодня это объективная реальность, и мы должны быть готовы перейти от банальных презентаций, схем к готовым моделям, которые будут давать объединение структуры и функции, заставляя учащегося проникать глубоко в детали.
Говоря о перспективах стоматологического образования, нельзя не коснуться темы использования гаджетов – оригинальных технических приспособлений, которые есть практически у каждого современного человека. Правда, чаще всего мы используем их банально: прослушивание музыки, игры, звонки, календарь, телефонная книга. Однако это лишь их малые возможности.
Так, любая лекция, любой теоретический материал, может быть трансформирован в подкаст – маленький образовательный компанент. Любой студент может загрузить его себе в устройство, просмотреть, выполнить работу с материалом и отправить отчёт преподавателю.
Сегодня это мощный инструмент в руках преподавателя для работы со студентами в неаудиторной среде. Библиотека, интернет – ресурс, общение в социальной среде, почта, обучающие и контролирующие программы, ролевая игра и многое другое позволяет сформировать траекторию, развивать индивидуальность и совершенствовать теоретическую подготовку.
Очень важным является сохранение традиций образовательного пространства, характерного для каждой стоматологической кафедры. Это определяет перспективу развития образования современной стоматологии в медицинском вузе.
|