Челябинская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
По данным официальной статистики за последние 10 лет заболеваемость детей до 14 лет включительно увеличилась на 36,2%, в возрасте 15-17 лет - на 14,1%. В 2006 году её уровень составил 225065,4 и 186949,6 на 100 000 детского населения соответственно. Среди детей всех возрастных групп отмечается рост преимущественно хронической патологии. Наиболее распространены болезни органов дыхания, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, болезни нервной системы, костно-мышечной системы, инфекционные и паразитарные болезни, то есть которые являются наиболее частой причиной нарушения адаптации и интеграции ребёнка в современном обществе.
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает особую актуальность в российских условиях, поскольку современная ситуация характеризуется ухудшением экологической обстановки.
Методологической основой оценки состояния здоровья учащихся явилось установление причинно-следственных связей между экологическими факторами и состоянием здоровья школьников. На основании обширного научного материала по данной проблеме были отобраны качественные и количественные параметры среды обитания, характеризующие уровень загрязнения химическими веществами атмосферного воздуха.
В качестве показателей, характеризующих состояние здоровья учащихся, использованы общая заболеваемость по обращаемости и по данным углублённых медицинских осмотров. Количество зависимостей между здоровьем и средой устанавливали с помощью одного из методов многофакторного корреляционно-регрессивного анализа - группового учёта аргументов.
Результаты исследований показывают, что в Челябинске и Челябинской области отмечено превышение в атмосферном воздухе следующих химических веществ в 5 раз и более: свинца, меди, марганца, мышьяка, хрома, бензола, формальдегида, оксида азота,
углерода и диоксида серы. Состояние общей заболеваемости детского населения г.Челябинска в соответствии с «Классификацией по оценке экологического состояния» относится к зоне напряженной экологической ситуации. Выявлены наиболее приоритетные заболевания школьников города (по состоянию на 2007 год): болезни органов дыхания (1133,8 случаев на 1000 населения), системы кровообращения (422,3 случая на 1000 населения), системы пищеварения (168,7 случаев на 1000 населения), болезни нервной системы (101,5 случаев на 1000 населения) и костно-мышечной системы (92,5 случая на 1000 населения) - как результат реального воздействия загрязнений атмосферного воздуха на здоровье учащихся.
При анализе ряда моделей выявлено, что наиболее информативными с точки зрения приоритетности влияния химических веществ на формирование общей заболеваемости школьников следует считать свинец (R=088 ±0,05), медь (R^O,77±O,O5), мышьяк (R^0,75±0,05), марганец (R=0,70±0,04), хром и его соединения (R-0,70 ±0,05). При этом незначительно меньший уровень риска отмечен от действия оксида углерода (R=0,46±0,03), оксида азота (R-0,59±0,04), диоксида серы (R=0,42±0,03).
При полученном уровне взаимодействия отдельных веществ с детским организмом риск вызвать определенную патологию возрастает, возрастает вероятность развития астено-невротических расстройств, функциональных расстройств ЦНС, нейроциркуляторных дистоний, невропатий, энцефалопатии, бронхиальной астмы и других заболеваний, отражающих различный адаптивный характер взаимодействия организма с вредными средовыми факторами.
Таким образом, постоянный рост заболеваемости у школьников имеющих высокую степень зависимости свидетельствует об определенной экологической обусловленности выше приведенных заболеваний с загрязнением атмосферы и вероятном накоплении в организме детей г.Челябинска вредных для здоровья химических веществ. Наличие большой группы коррелирующих факторов и заболеваний свидетельствует о несоответствии функциональных возможностей макроорганизма требованиям по приспособлению к внешней среде, то есть о фактическом исчерпании резервов адаптации. Полиморфность нозологических состояний, их высокий уровень и неблагоприятные типы динамики заболеваемости и распространённости указывают, что параметры среды превышают пороговые уровни компенсаторно-приспособительных возможностей организма школьников, то есть являются экстремальными.
|