Томский государственный университе, (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX
конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2010. – 113 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
Анализ научно-методической литературы показал, что около 80% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, причем 30-35% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств. В наше время многие врачи, наблюдающие за развитием детей, а также опытные педагоги, рекомендуют плавание как средство физического воспитания, которое может оказать существенное влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей. Занятия плаванием благотворно влияет на основные показатели физического развития, является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани.
Цель настоящей работы заключалась в анализе показателей вариабельности сердечного ритма детей, занимающихся плаванием.
Объект и методы исследования. В исследовании приняли участие 20 детей (7 девочек и 13 мальчиков) МОУДОД ДЮСШ ВК «УСЦ» им. В.А. Шевелева. Данная группа детей проходила обучение плаванию в среднем от 7 до 9 месяцев. Все обследуемые в начале учебного года прошли медицинский осмотр и были допущены к занятиям в бассейне. В зависимости от возраста были выделены две группы. В первую группу вошли дети (10 человек) дошкольного возраста от 4 до 6 лет. Во вторую группу вошли дети (10 человек) младшего школьного возраста (7 лет).
Анализ вариабельности сердечного ритма проводили на базе лаборатории функциональной диагностики факультета физической культуры ТГУ, с помощью автоматизированного кардиоритмографиче-ского комплекса «ЭКГ-триггер-МКА-02».
Результаты и обсуждение. Анализ полученных результатов включал в себя как количественную (табл. 1), так и качественную оценку состояния вегетативного гомеостаза, уровня активности автономного и центрального контуров регуляции сердечного ритма. В обеих группах измеряемые (Мо - мода, АМо - амплитуда моды, АХ - вариационный размах, ЧСС - частота сердечных сокращений) и вычисляемые показатели (ИН - индекс напряжения, ИВР - индекс вегетативного равновесия, ВПР - вегетативный показатель ритма, ПАПР - показатель адекватности процессов регуляции) вариабельности сердечного ритма находятся в пределах нормального диапазона.
Фоновая проба характеризует исходный вегетативный тонус (ИВТ). ИВТ в наблюдаемых группах представлен различными состояниями. Среди детей дошкольного возраста - эйтония (50%), симпатикотония (25%) и гиперсимпатикотония (25%). Среди детей младшего школьного возраста -гиперсимпатикотония (75%), эйтония (15%).
Показатели клино-ортостатической пробы снимаются после перевода обследуемого в вертикальное положение на 1 -й минуте ортостаза и характеризуют вегетативную реактивность организма. Реакция на ортостатическую нагрузку в норме должна быть нормотонической, то есть происходит умеренное повышение активности симпато-адреналовой системы (снижение Мо, увеличение АМо) и снижение активности парасимпатического канала регуляции (снижение АХ), в результате чего увеличивается ИН. В 1-ой группе наблюдалась преимущественно нормотоническая реакция (50%), гипер-симпатикотоническая реация была отмечена у 25% детей, столько же детей с симпатикотонической реакцией. Во 2-ой группе всего 10% детей с нормотонической реакцией, у остальных была зарегистрирована гиперсимпатикотония.
1-я и 2-я ортостатические пробы снимаются на 6-ой и 11-ой минутах ортостаза соответственно и характеризуют вегетативное обеспечение деятельности (ВОД) организма. Считается, что к 45 минутам ортостаза показатели гемодинамики достигают оптимального уровня, следовательно, и показатели проб не должны выходить за пределы нормотонической реакции. В обеих группах у половины детей было зарегистрировано избыточное ВОД, достаточное и недостаточное - у 25%.
Показатели клиностатической пробы снимаются через 4 минуты после перевода в клинопо-ложение и позволяют оценить период восстановления. У всех детей дошкольного возраста был отмечен удлиненный период восстановления, в то время как в группе детей младшего школьного возраста нормальный период восстановления был отмечен в 25% случаев.
Таблица 1
Показатели вариабельности сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста*
|
Показатель |
ПРОБА |
фоновая |
клино- ортостатиче- ская |
1-я ортостатическая |
2-я ортостатическая |
клиностатическая |
Мо, сек |
0,69±0,03 |
0,67±0,03 |
0,65±0,02 |
0,65±0,03 |
0,70±0,01 |
0,71±0,06 |
0,70±0,04 |
0,71±0,02 |
0,70±0,05 |
0,73±0,05 |
ЛМо, % |
26,09±4,21 |
34,52±7,81 |
30,76±6,17 |
32,37±5,15 |
27,18±1,05 |
19,74±7,30 |
23,01±5,90 |
21,33±3,72 |
24,80±6,40 |
17,07±3,96 |
АХ, сек |
0,20±0,05 |
0,17±0,03 |
0,16±0,03 |
0,19±0,05 |
0,19±0,03 |
0,30±0,09 |
0,27±0,08 |
0,25±0,05 |
0,23±0,09 |
0,27±0,08 |
ИН,
усл. ед. |
108,5±54,4 |
161,2±76,7 |
157,0±57,9 |
136,5±44,2 |
106,5±24,7 |
56,0±36,2 |
67,0±25,3 |
65,7±24,8 |
94,7±59,5 |
47,2±21,3 |
ИВР,
усл. ед. |
149,2±75,2 |
214,0±93,7 |
202,9±69,5 |
174,7±50,6 |
148,4±33,1 |
77,4±46,5 |
91,0±28,7 |
202,9±69,5 |
128,8±76,4 |
67,5±26,7 |
ВПР,
усл. ед. |
8,01±2,60 |
9,00±2,42 |
10,01±2,25 |
8,39±2,03 |
7,79±1,52 |
5,20±1,85 |
5,99±1,54 |
11,23±0,34 |
7,10±2,96 |
5,42±2,19 |
ПАПР,
усл. ед. |
37,94±6,03 |
51,83±13,96 |
47,38±10,52 |
50,33±9,51 |
38,94±2,12 |
28,43±12,95 |
30,57±7,39 |
47,38±10,52 |
35,98±11,02 |
23,44±6,06 |
ЧСС,
уд/мин |
101±4 |
105±5 |
108±4 |
108±6 |
99,25±2,50 |
101±5 |
97±8 |
108±4 |
99±8 |
93±7 |
Примечание. * - показатели вариабельности сердечного ритма детей дошкольного возраста представлены в числителе, детей младшего школьного возраста - в знаменателе
Заключение. У детей всех возрастных групп сердечный ритм подвержен весьма значительным колебаниям. Существенное значение имеет влияние таких факторов, как физические нагрузки, психоэмоциональные воздействия и др. В дошкольном возрасте (от 4 до 6 лет) происходит первая перестройка: снижается роль центрального контура регуляции сердечного ритма и повышается активность автономного контура. Отмечаются закономерное усиление парасимпатических влияний, которое характеризуется увеличением показателей АХ, Мо и др. У детей 7 лет наблюдается разнонаправленные изменения показателей вариабельности сердечного ритма, характеризующие индивидуальную адаптацию ребенка к внутренним (физическое развитие) и внешним (изменение взаимоотношений с взрослыми, обучение в школе и т.д.) факторам.
|