Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Бухгалтерский
учет в бюджетных учреждениях претерпел
значительные изменения в связи с
введением Бюджетного кодекса, который
в настоящее время является системообразующим
нормативно правовым актом бюджетного
законодательства. Выделяют несколько
основных задач учета бюджетных средств:
1. Точный,
полный и своевременный учет этих средств
и операций по их движению;
2. Контроль
за наличием денежных средств и денежных
документов, их сохранностью и
целевым
использованием;
Контроль
за соблюдением кассовой и расчетно-платежной
дисциплины; Выявление возможностей
более рационального использования
денежных средств [1]. Бухгалтерский учет
бюджетных средств в бюджетных организациях
имеет свои специфические особенности:
Осуществляется
раздельный учет по разным уровням
финансирования (Федеральный, субъектами
РФ, органами местного самоуправления).
Существуют
раздельные субсчета, которые применяются
отдельными участниками бюджетного
процесса (распорядителями или получателями
бюджетных средств).
Имеются
специальные счета для расчетов, кассовых
и фактических расходов.
Но
помимо особенностей, при учете бюджетных
средств выявляется и некоторые проблемы.
Так наиболее существенной проблемой
является то, что бюджетным учреждениям
запрещено проводить фактические расходы
сверх установленных лимитов бюджетных
обязательств. Это противоречит, во-первых,
основополагающим принципам учета,
изложенным в Федеральном законе «О
бухгалтерском учете» №129 - ФЗ от 21.11.96.
(достоверность, полнота отражения). Во
- вторых, на практике, например, невозможно
ограничить потребление медикаментов
на лечение заболеваний в соответствии
с предусмотренными стандартами, если
не выделены на это средства.
Вцелом
же, охарактеризовать систему учета
бюджетных средств можно следующим
образом:
Она
включает в себя несколько уровней
синтетического и аналитического учета.
В том числе предусмотрены отдельные
синтетические и аналитические счета
по учету «финансирования», «расчетов»,
«внутриведомственных расчетов»,
«расходов», что делает учет громоздким
и трудоемким.
Аналитический
учет по бюджетным средствам предполагает:
учет
разделов, подразделов, статей и видов
расходов бюджетной классификации.
учет
экономической классификации в разрезе
кодов.
И
как следствие этого бюджетные учреждения
испытывают трудности в связи с частой
сменой группировок по кодам.
Существующая
система бухгалтерского учета бюджетных
средств во многом требует дальнейшего
совершенствования. Так, например,
Министерство здравоохранения ввело
для бюджетных учреждений здравоохранения
обязательный аудит бюджетных средств.
В связи, с чем издано указание от 17.08.03
года за № 871 - У «Об организации работы
по проведению обязательного ежегодного
аудита». В котором говориться, о
необходимости разработать Правила
проведения конкурса по отбору аудиторских
организаций для осуществления
обязательного аудита подведомственных
Минздраву России учреждений и Типовое
техническое задание на проведение
обязательного аудита, а также подготовить
и провести конкурс по отбору аудиторских
организаций для осуществления
обязательного аудита подведомственных
Минздраву России учреждений. Руководителям
же подведомственных учреждений,
подлежащих обязательному аудиту по
итогам работы за 2002 год, по результатам
конкурса в срок до 1.12.2003 заключить с
уполномоченными аудиторскими организациями
договор на проведение обязательного
аудита за 2002 год [2].
В
связи с проведением реформ административного
управления, а именно преобразование
Министерства здравоохранения в
Министерство здравоохранения и
социального развития, скорее всего
проведение аудита будет задержано.
Следующим
логическим шагом в управлении бюджетными
средствами должен быть финансовый
анализ бюджетной отчетности. Системы
и методы финансового анализа разработаны
и широко известны, но практически не
применяются к бюджетным учреждениям,
в том числе и к учреждениям здравоохранения.
Нами проведен финансовый анализ на
примере клиник СибГМУ за период 2 года
(2002 - 2003г.г.) на основании следующих форм
годовой отчетности:
баланс
исполнения сметы доходов и расходов
(форма 1);
отчет
об исполнении сметы доходов и расходов
по бюджетным средствам (форма 2);
отчет
по выполнению планов по сети, штатам и
контингентам (форма 3);
отчет
об исполнении сметы доходов и расходов
по внебюджетным источникам (форма 4);
отчет
о движении основных средств (форма 5);
отчет
о движении материальных запасов (форма
6);
отчет
о недостачах и хищениях денежных средств
и материальных ценностей в бюджетных
учреждениях (форма 15);
справка
о полученном финансировании из
федерального бюджета;
справка
об остатках средств, полученных из
бюджета; пояснительная записка об
исполнении сметы доходов и расходов
[3].
В
результате можно сделать следующие
основные выводы исследования:
Финансовый
анализ бюджетных учреждений может быть
использован в ограниченных масштабах;
Показатели платежеспособности низкие,
в связи с недостаточным финансированием;
Низкий темп роста и прироста показателей
финансовой отчетности во времени, также
в связи с недостаточным финансированием.
Список
литературы:
-
Кондраков
Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет
в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков,
И.Н. Кондраков. - М.: ПБОЮЛ, 2001.
Указание
Министерства Здравоохранения Российской
Федерации от 17 июля 2003 г. №871 - У «Об
организации работы по проведению
обязательного ежегодного аудита».
Родионова
В.М. Бухгалтерский учет и контроль в
бюджетных учреждениях / В.М. Родонова,
И.М. Баятова, Е.В. Маркина. - М.: ИД ФБК -
ПРОГРЕСС, 2003.
|