Орловский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В связи с ухудшением экологической и социальной обстановки в настоящее время все большее внимание уделяется здоровью учащейся молодежи. Общеизвестно, что резервом интеллектуального потенциала страны является студенчество. От того, насколько будет высок уровень профессионального образования и дееспособности студенчества, зависят темпы развития науки и производства, будущее страны.
Одной из актуальных проблем современной экологии и медицины, а также педагогики и психологии является исследование закономерностей процессов адаптации человека к факторам внешней среды, в том числе к условиям обучения в вузе. Результаты обследований, ведущихся на кафедре анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека ОГУ, указывают на то, что в первые годы обучения для студентов характерна сначала активная мобилизация резервов организма, а затем – их истощение, поскольку адаптация к комплексу новых, специфических для высшей школы, факторов сопровождается значительным напряжением, а также нарушением режима работы, отдыха, питания и, особенно, двигательной активности. Адаптация к новым социально-экологическим условиям, постоянно возрастающая интенсификация учебного процесса, значительные умственно-эмоциональные нагрузки на фоне ограниченного двигательного режима, вызывают напряжение регуляторно-компенсаторных механизмов и требуют разработки научно-обоснованных профилактических мероприятий.
Далеко не всегда адаптационные возможности учащихся вузов оказываются соизмеримыми с предъявляемыми нагрузками. В современных экономических условиях большинство студентов дневной формы обучения вынуждены работать в свободное время, то есть ночами или по выходным. Для успешного обучения эти студенты вынуждены, за счет дополнительного волевого напряжения, мобилизовать резервы своего организма. Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии – 15-16 часов.
Обучение часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты), в восприятии которых немаловажная роль принадлежит психофизиологическому статусу студента. Выделенные нами, при помощи опросников Леонгарда (для определения глобальных черт характера) и Русалова (для определения структуры темперамента), психологические группы студентов реагировали на ситуацию экзаменационного психоэмоционального напряжения по-разному. Группы студентов с повышенным уровнем эмотивности и тревожности (эмоциональная и смешанная) отнесены нами к группам риска по предрасположенности к психосоматическим заболеваниям (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, вегето-сосудистая дистония и др.), причиной которых является дезадаптационный синдром. Выделение лиц с осложненным процессом адаптации к условиям обучения в вузе предполагает проведение с ними различных психотерапевтических и физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также санитарно-просветительной работы по вопросам психофизиологических взаимоотношений в процессе адаптации.
У студентов, прекративших к последним курсам регулярные занятия физкультурой и спортом, полевой практикой по биологии и географии, а также сельскохозяйственными работами отмечается большая частота предпатологических состояний (увеличение восстановительного периода частоты сердечных сокращений, артериального давления, снижение удельной мышечной силы, жизненной емкости легких и др.), что следует считать признаком ухудшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Поэтому, проблема здоровья студентов в настоящее время является государственной задачей, которая должна решаться силами ряда специалистов в области медицины, экологии человека, валеологии и социальной сферы. Здоровье студентов является составной частью обширной программы мероприятий по оздоровлению населения, предусматривающей развитие научных исследований, направленных на дальнейшее изучение биологических основ жизнедеятельности и физиологических механизмов адаптации человека к новым социоэкологическим условиям, разработку эффективных методов ранней диагностики и профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть и необходимость пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди студентов с использованием всех возможных средств информации.