Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ПОПЫТКА ВИДЕНИЯ ИСТОКОВ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЭГО-СОЗНАНИЕМ И ИНСТИНКТАМИ НА ПРИМЕРЕ РОДОВОГО ПРОЦЕССА

Печать E-mail
Автор Харламов А. С., Беляева Е. В.   
03.07.2009 г.

Лаборатория биоиндикации КГПУ им. К. Э. Циолковского ( г. Калуга )

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника

 

«Существо, побеждающее свою окружающую среду,
 разрушает себя».
Грегори Бейтсон [1]

Для нашего предварительного исследования представляют интерес три концептуальных аспекта человеческой психики, вступающие в конфликт с эго-сознанием. Чтобы понять тенденции этого противоречия имеет смысл разобрать каждый из них в отдельности и с учётом их взаимной обусловленности. Первый – природа, как концептуальное явление в сознании человека. Второй – инстинкты, как бессознательные силы телесной натуры человека. Третий - женщина, как олицетворение первого, и в большей степени, чем мужчина (в общественном сознании, но не в реальности), носительница второго, поскольку именно ей выпала доля рожать и вынашивать детей. С нашей точки зрения, родовой процесс является сосредоточием и квинтэссенцией трёх, рассматриваемых нами аспектов человеческой психики. Как акт воспроизводства, он символически повторяет процессы многоплодной Матери-Природы в своём сущностном проявлении, и тем самым активизирует психологическую память архаической слитности человека с миром. До нас дошло не мало мифов и верований, в которых Земля рассматривалась как   Мать и фундамент Вселенной и, поэтому, наделялась многообразной религиозной значимостью [2]. Ей поклонялись за постоянство и неизменность, за то, что всё выходит из неё и в неё же возвращается. Земля производит живые формы, это лоно, не устающее давать жизнь, обладающее неисчерпаемыми креативными ресурсами. Это была персонифицированная природа, дикая и неукротимая, дающая и лишающая. Именно так древний человек переживал Природу. Это раннее общество было матриолинейным, так как родственные связи передавались исключительно по материнской линии. Мужчина рассматривался как продолжение женщины, которая являлась воплощением Великой Матери. Пока не были ясны физиологические причины зачатия, люди думали, что неведомые природные силы помещают ребёнка в женское лоно. Таким образом, женская способность к вынашиванию и рождению детей, рассматривалась как естественная способность к плодоношению, вне участия в этом процессе мужчины.  Неопределённость отцовства уравновешивалась слитностью и растворённостью человека с природными процессами и делала его составной частью этих процессов [2].
Принято считать, что переход к  земледелию радикально изменил ход истории, поскольку человечество стало иметь достаточное количество пищи, вследствие чего, произошёл колоссальный демографический взрыв. Но, на самом деле, земледелие имело столь важное значение по совершенно другой причине. Ход истории определило не изобилие пищи, а скорее теория, которую человек вывел, открыв для себя земледелие. Основным уроком для него стало то, что он увидел в зерне, то чему он выучился при работе с ним, и то, что он понял, наблюдая за слиянием семени с землёй. В культурах, где уже знали земледелие и понимали причины зачатия, возникают аналогии женщины со вспаханной бороздой, фаллос идентифицируется с плугом, а труд земледельца – с актом человеческой репродукции (половым актом) [3]. Земледелие дало человеку откровение о фундаментальной связи всей органической жизни и всеединстве всего сущего [2]. Подтверждение этих доисторических полупрозрений мы находим у В.И. Вернадского: идеи о единстве  природы и разумной жизни, которая, согласно представлениям учёного, встроена в монолит живого вещества [4].  Именно этот интеллектуальный синтез, ставший возможным после изобретения земледелия, столь существенно повлиял на развитие человечества и его отношения с Природой. Применение нового знания, как способа преобразовывать мир, значительно изменило соотношение сил в пользу человека. Последний получил силу, которая подчинялась только его воле.
Великая перемена в культуре, которая произошла на заре истории, связана с низложением ранних женских божеств и перенесением божественности на мужские фигуры, она преобразила культуру матриархата  в культуру, основанную на силе и доминировании маскулинного принципа, что позже утвердилось в иудео-христианской концепции бога-отца. С закатом «золотого века», человечество шагнуло за водораздел – мир эго, монотеизма и владычества разума. Триумф христианства в средние века ознаменовал конец прославления природы и женских созидательных сил [5]. Как и следовало ожидать, культ Матери-Земли и её человеческая ипостась – женщина со временем теряет свой высокий мифолого-религиозный и социальный статус [2].
Итак, современный  цивилизованный человек самоуверенно отбрасывает идею сверхъестественного; он преодолевает благоговение, с которым архаичный человек смотрел на неведомое, на таинственные процессы, происходящие в теле и природе, он заменяет веру в дух, верой в резон и разум. Благодаря отождествлённости с умом, эго-сознание провозглашает своё превосходство  над телом и … утрачивает чувство единства с Природой [3]. Возможно, что священный трепет перед природой будет однажды понят как глубинное самопринятие, как способ быть самим собой, быть в своём доме, как некая биологическая аутентичность [6].
 В дальнейшем, отчуждение человека от природы и от собственных инстинктов было обусловлено многовековом влиянием христианской доктрины на общественное сознание. Видеть Бога в природе считалось языческой ересью, подавлять свои инстинктивные импульсы – добродетелью, а последовавшая за этим изоляция человека от природы расценивается не как бедствие, а как триумф [5]. Первую брешь в пуританском взгляде на человеческую природу пробил создатель психоанализа З. Фрейд. Согласно концепции З. Фрейда, инстинктивные влечения человека определяются его животным происхождением, это мощные, антиобщественные и иррациональные силы, которые он назвал Бессознательным (Ид) [6]. По З. Фрейду природные инстинкты человека искусственно подавляются налагаемыми на него (человека) запретами и моралью общества. Этот поверхностный слой человеческой ответственности, прививаемый ребёнку его родителями и социумом, был назван Супер-эго. Бессознательные импульсы (Ид) и Супер-эго постоянно борются друг с другом, и результирующее поведение исходит из «Эго» - той части психики, которая рождается в противоборстве Супер-эго и Ид [6]. З.Фрейд считал, что хорошее альтруистичное поведение для человека неестественно, но может иметь место, когда индивид научится подавлять свое бессознательное и изменять его направленность. По словам основателя гуманистической психологии, оппонента З. Фрейда, А. Мэслоу, Фрейд снабдил нас больной половиной психики, поскольку его бессознательное всегда плохое, злое, безумное и опасное, и, теперь мы должны дополнить её здоровой половиной [6]. Термины «биологический», «инстинктивный», ранее ассоциирующиеся с понятиями «животный», «низкий», «греховный», напоминают нам о том, что мы непременно  должны перерасти  устаревший взгляд на единую природу человека, как на раздираемую противоречиями между эго и ид. В представлениях современной гуманистической психологии и экологии, человек не просто является частью природы, и она не просто является частью человека, но он так же глубоко изоморфен природе (подобен ей), для того чтобы быть жизнеспособным в ней [6]. Фрейдистская теория оставалась авторитетной более полувека, получила развитие в бихевиоризме и внесла свой вклад в видение человеческой природы.  Но, несмотря, на противоборство разных психологических школ, реальность человеческого существования по-прежнему заключена в том, что наша жизнь как таковая, возникает посредством проявления инстинктов.
 Рассуждение об исконных противоречиях инстинктивной и сознательной жизни человека, даёт нам возможность обратиться к наиболее тонкому вопросу в этой сфере. К процессу, который после сексуальной активности является самым фундаментальным жизненным явлением, но по-прежнему табуированным для немедицинских исследований – к человеческому рождению и к женщине, как главной участнице этого процесса.
Господство над Природой часто заканчивается её разрушением [3]. Это справедливо и в отношении женщины. Как инстинктивный процесс, роды отдают дань нашей общности со всем млекопитающим миром, ведь, несмотря, на НТР процесс в своей сущности не изменился. Тем не менее, конфликтная зона возникает в сознании самой роженицы, которая одной своей частью (бессознательной) находится, как и положено, в родовом процессе, а другой (доминирующей у современной цивилизованной женщины) совершает попытки обуздать страх перед собственными инстинктами и любой ценой сохранить сознательный контроль над ситуацией. Ну, совсем как начинающий миссионер, попавший в дикую и первозданную местность и делающий пассы для обращения туземцев в свою веру. Чем заканчивалось любое миссионерство мы знаем: разорением естественной гармонии окружающей природы. Чем, собственно говоря, всегда и заканчивались любые попытки контролировать неконтролируемое и совершенствовать совершенное (коим изначально и является естественный родовой процесс). Инстинктивная родовая деятельность женского организма заведомо рассматривалась как «плохая», «нехорошая», если её нельзя было подавить, то её надо было исправить («сублимировать»), дать женщине анестезию или сделать кесарево сечение, избавив ее от «страданий». Цена, которую, приходится платить, женщине за такие услуги цивилизации высока, но она сама, как правило, этого не подозревает и узнаёт об этом только из собственного печального опыта.
 Философия дуализма  и христианская мораль противопоставили друг другу мужские и женские ценности. Иерархия приоритетов, установленная много веков назад существует до нынешнего времени. Сила, логика, интеллект (маскулинные ценности) – считаются нашим обществом первостепенными, а инстинкт, интуиция и эмоции (феменинные ценности) – второстепенными. И это всего лишь часть широко распространённого антропоцентрического паттерна: доминирование людей над внечеловеческой природой, мужчин над женщинами, богатых над бедными, Запада над не западными культурами [6]. Хотя, рост эмансипации значительно смягчил внешние проявления двойного стандарта морали, современная женщина всё больше адаптируется к мужскому стереотипу привлекательности, а не к своему собственному. Это бессознательное отрицание женского естества говорит о том, насколько глубоко маскулинные представления проникли в женское сознание.
Отсутствие элементарной культуры телесности и знания о том, как функционирует здоровое женское тело, приводит к появлению деструктивных тенденций, которые закрепляются рекламой, модой, общим декадансом в области культуры здоровья. Будущие матери подавлены огромным количеством сопутствующих родам страхов, у многих формируется устойчивое негативное отношение к родам. Часто женщина хочет рожать с применением анестезии или через кесарево сечение, при этом единственным показанием к операции может являться нежелание самой роженицы  быть участницей собственных родов. Нравится нам это или нет, но родовые силы требуют от женщины принятия своей инстинктивной природы. Любое надстраивание над инстинктивностью, отвращение или презрение к функционированию собственного тела будут разрушать чувство отождествлённости с ним [3]. Хронически зажатые мышцы, ригидный неразвитый таз, эмоциональная закрытость, пристрастие к курению, гинекологические заболевания, депрессивные состояния, - всё это характеризует современных женщин, и объясняет высокий уровень медицинских вмешательств в процесс родов (интенсивная фармакологическая терапия во время родов, эпидуральная анестезия, вакуумная экстракция, а так же кесарево сечение, назначаемое в России каждой пятой женщине) [7]. Если эти тенденции будут усиливаться, то в скором времени больше половины всех женщин буду рожать через высасывание или вырезание. Чрезвычайная медикализация беременности и родов, отсутствие интуитивного контакта со своим телом у рожениц, делает естественное течение родов невозможным, что приводит к искажением и сбоям в перинатальной динамике. Исследуя эту проблему, доктор М. Оден пишет о том, как существенно для понимания то, что сложности в родах идут во главе болезней цивилизации. В странах, где они достигают третьего поколения медикализированных родов, женщины всё менее способны родить сами, используя свои собственные гормоны. Некоторые из них утратили эту способность во время своего собственного рождения. И далее: «… имеется корреляция между протеканием рождения младенца-девочки и тем, как она будет рожать своих собственных детей» [7]. Всё это - тревожные симптомы нарушения экологии рождения.
Что же случилось с женщиной? Вспомним, что основной конфликт родового процесса пролегает между рациональной природой женщины и её животной натурой, где сознание означает страх и контроль, а инстинкт – бессознательные импульсы, действующие в теле (схватки, потуги). Родовая деятельность организма – это физическое действие, которое зависит от общего психосоматического здоровья,  гормональной активности и инстинктивности тела. Мы наивны, думая, что для успешного родоразрешения  необходимо только одно: хорошая акушерка (или анестезиолог). Способна ли женщина инстинктивно рожать и оставаться  самодостаточной если её тело не способно ритмично напрягаться и расслабляться, поскольку сковано страхом, не способно следовать инстинктивному зову своей природы?
Полноценного инстинктивного родового процесса нельзя добиться только путём научения или применения специальных техник. Инстинктивные роды – это не цель, а скорее результат образа жизни зрелой личности. Чрезвычайно важно понимать родовой процесс, как инстинктивную и эмоциональную экспрессию женского организма. Для понимания этого необходимо преодолеть общественную тенденцию отрывать сознание от инстинктов, эго от тела. Естественный родовой процесс указывает на эмоциональное здоровье женщины, поскольку представляет собой способность роженицы объединить в едином отклике сознание и бессознательное. Во время родоразрешения  женщина интуитивно возвращается к тому особому типу движений, которые лежат у истоков размножения вех живых существ.  Утрата эго-сознания во время родов – результат прохождения сквозь тело роженицы глубинных жизненных импульсов, устанавливающих свой абсолютный авторитет. В этот момент перед нами возникает другая женщина, зачастую дикая и агрессивная, она утрачивает утонченность, манеры, образование, своё хорошо контролируемое «я». Такая женщина вдруг перестаёт обращать внимание на свою причёску, состояние  одежды и позу. Одновременно с этим она не желает быть наблюдаемой мужем или другими людьми способными осудить её «звериное», «нехорошее» поведение.
Проблема современного родовспоможения в том, что лишь немногие женщины в цивилизованном мире способны во время родов проявлять в движениях особое качество взаимодействия эго-сознания и телесной самости [7]. Движения таких женщин во время родоразрешения свободны, тазовая мускулатура не напряжена, ноги движутся спонтанно и без усилий, руки инстинктивно ищут опору, взор обращен внутрь себя, но глаза ясны, хотя лицо и отражает остроту переживаний данного момента. Как правило, такие женщины сразу после родов светятся счастьем и энергией, они не апатичны  и не разбиты непосильным трудом. Уже через час после рождения своего ребёнка, вспоминают роды как приятное и захватывающее переживание, которое они не прочь повторить в своей жизни, они не подвержены послеродовой депрессии, быстро восстанавливают силы, и – самое важное – вскармливают своего ребёнка грудью!
Мы подходим к завершению нашего обзора. Подводя некоторые итоги, можно сказать, что если мы хотим сохранить человечность и экологичность рождения, то знания эго необходимо переплести с биологической мудростью тела [8]. Возможно тогда наш инстинктивный процесс, наше глубочайшее переживание подлинной   личной животности будет рассматриваться как радостное слияние с нашей глубинной биологической природой, как изоморфной природе в целом.  К сожалению, в нашей культуре этот баланс нарушен, поскольку ценность знания стоит выше чувств, сила ценится больше удовольствия, а ум – больше тела. Тем не менее, научное акушерство не должно затмевать мистерию Природы, которая составляет сердцевину инстинктивного родового процесса. Ведь гуманность человека по-прежнему зависит от его животной природы [1,3,6], частью которой, является наше появление на свет.


Литература:
1.  Бейтсон Г. Экология разума, Избранные статьи по антропологии, психиатрии и    эпистемологии, пер. с англ. М.: Смысл, 2000. – 476 с.
2. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения, пер. с англ. М.: Научно- исследовательский центр «Ладомир», 1999.- 488 с.
3. Лоуэн А. Любовь и оргазм, пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных  исследований, 1997. – 404 с.
4. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. – 304 с.
5.   Ясвин В.А. Психология отношения к природе, М.: Смысл, 2000.- 456 с.
6.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы, пер. с англ. М.: Смысл, 1999. – 425 с.
7.   Оден М. Возрожденные роды, пер. с фр. М.: Центр родит. Культуры «Аква», 1994. – 138 с.
8.  Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера, пер. с англ. М.: «Компания ПАНИ», 1996. – 320 с.

Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99